|
ма напоминает декламацию с выделением каждой
фразы и даже пение. Сидишь себе спокойненько и
киваешь в такт собеседнику. Он выделяет голосом,
вы — кивками. Или другими жестами. И это тоже очень
хороший способ подстройки по ритму.
Подстраиваться по ритмам очень естественно. Здесь
имеется действительно большой простор для ваших
действий. Конечно же, можно подстраиваться к рит
мам напрямую — что заметил, то и отразил. Очень про
сто и удобно — кажется, даже думать не надо. И все-
таки иногда надо. Вы же не станете примерять на себя
дыхание задыхающегося астматика! У него-то навык
выхода из приступа уже выработался. А у вас — нет.
Довольно сложно напрямую подстроиться под
дыхание ребенка: больно дышит часто. Или спорт
смена — слишком редко. В этом случае применяют
ся некоторые элементы перекрестного отзеркалива-
ния. Присоединяемся дыханием, но — через раз. Вы
еще помните про резонанс? Качели можно раскачать,
помогая им и каждый раз, и через раз, и через два,
три... Подстроились, а ритм дыхания близок к при
вычному.
Наигрались? Теперь попробуйте действительно
перекрестную подстройку. Того же ребенка, напри
мер, можно укачивать на руках в ритм его дыхания.
Й, постепенно замедляя покачивания, усыпить его.
Едва заметное раскачивание ноги может оказать до-38 | НЛП: роли, которые играют
люди
вольно значительное действие на состояние собесед
ника, практически никак не влияя на ваше собственное.
Выбор здесь действительно практически не огра
ничен. Ваш партнер любит кресло-качалку или офис
ное кресло, свободно вращающееся вокруг своей оси, —
подстройте к его движениям движения шариковой
ручки, находящейся у вас в руке. Собеседник, нервни
чая, выстукивает барабанную дробь по столу — подыг
райте ему, ловя хотя бы каждый пятый или десятый
раз движением своего пальца. К тому же нет никакой
необходимости превращаться для этого в счетную ма
шинку. Доверьтесь своему бессознательному! Сделать
это гораздо проще, чем петь или играть на музыкаль
ных инструментах.
Если вам достался скрипучий стул и его скрип еще
никому не успел надоесть, можете создавать ритм его
звуком. Только лучше через раз или два. И обращайте
внимание на то, увеличивает ли это ваш раппорт. Пере
числение всевозможных способов ритмической под
стройки может занять слишком много времени. А меж
ду тем, они требуют только внимания к другому чело
веку и совсем немного фантазии.
Часто важна именно динамика изменения поведе
ния собеседников, темп и ритм их общения. Пользу
ясь этим критерием, можно легко оценить наличие
раппорта в компании людей, насколько они уже. ста
ли единой системой. Присмотревшись повниматель
нее, порой можно заметить действительно забавные
вещи. Девушка поправила прическу, и по всей компа
нии побежала волна изменений: один прикоснулся к
лицу, другой потеребил бороду, третья потрогала се
режку, а четвертый — пересел поудобнее. Впечатле
ние такое, словно они связаны тысячью различных
ниточек, и жест одного приводит в движение всю ком
панию. А кто-то живет совершенно отдельной жиз
нью. И выпадает из коллектива.
J Глава 2. Основа общения — доверие 1| | 39
Зная динамику движения, можно легко опреде
лить, какая мелодия сейчас будет больше всего умест
на в этой группе. И этим нередко пользуются иску
шенные работодатели, чтобы ускорить работу своих
сотрудников. Или наоборот — намекнуть посетите
лям, скажем, ресторана, что можно никуда не торо
питься и посидеть еще часок.
Посетитель ресторана обращается к музыкантам:
— Не могли бы вы играть медленнее — мой коллега не
успевает так быстро есть.
И если вам уже наскучило подстраиваться по кон
кретным параметрам: по позе, жестам, мимике, дыха
нию... По скорости, громкости и высоте голоса, по са
мым различным ритмам. Если вы уже достаточно на
игрались с их комбинированием и ваша цель — просто
|
|