|
и долговременное состояние.
Можно предположить, что, когда люди начинают об
щаться, они образуют новую систему. Она может стать
устойчивой и эффективной или неустойчивой и бес
полезной. Сможет ли она прийти к гомеостазису, опре
деляется наличием раппорта. Или его отсутствием.
Объяснение похоже на правду, но теория — это
только набор неких предположений и идей. Поэтому
я оставляю за собой право на ошибку.
Как подстроиться к собеседнику
Итак, раппорт начинается с подстройки, присоедине
ния, отражения, с того момента, когда вы настроили
себя на собеседника. С чего же обычно начинают изу
чать подстройку? Правильный ответ — с позы.
Подстройка по позе — это один из самых простых
и верных способов. Здесь даже не требуется особой
внимательности и наблюдательности. Свою позу в кар
ман не спрячешь — она всегда на виду. Причем воз
можности для творчества здесь определяются только
вашей собственной фантазией.
Можно подстраиваться «как в зеркале»: ваша пра
вая рука «отражает» левую руку партнера, левая — Глава 2. Основа общения —
доверие [| 29
правую и т. п. Можно подстраиваться буквально: пра
вое соответствует правому, левое — левому. Если
угодно — ноги отражают зеркально, руки — букваль
но. При желании, степень подстройки легко регулиру
ется. Присоединитесь, например, только к наклону ту
ловища и к положению ног — это тоже вариант по
строения раппорта.
Не забудьте про возможность подстраиваться по
жестам. Вряд ли ваш визави в течение всего разгово
ра будет абсолютно неподвижен, словно истукан. Он
же не собирается сидеть, сложа руки на коленях. На
против — он будет двигаться, жестикулировать, выде
лять жестами свои главные мысли, ставить акценты.
Подстройка по жестам еще более эффективна, но она
уже требует определенного искусства: движения куда
больше подвержены сознательному вниманию. Если
совпадение поз может быть случайным, то неуклюжее
повторение жестов сильно смахивает на передразни
вание.
— Скажите своему сыну, чтобы он не передразнивал меня!
— Вовочка, не корчи из себя идиота!
Дабы не получить столь нежелательных эффектов
и соблюсти приличия, придется искать более изощ
ренные способы отзеркаливания. Здесь вам нужно
проявить всю свою фантазию. -
К общим приемам можно отнести уменьшение ам
плитуды движения. Он сделал широкий жест рукой,
подстройтесь к нему движением по более узкой траек
тории. Не сомневаюсь, что вы и сами понимаете — не
достатки отражать — себе дороже будет.
Заика подходит к ларьку:
— Да-да-дайте м-м-мне б-бутылку п-пива!
— П-пожалуйста!
Отходит за ларек, пьет пивко. Идет еще один мужик: 30 I НЛП: роли, которые
играют люди
— Скажите, сигареты еще не завезли?
— Пожалуйста, — продавец быстро обслуживает клиен
та. — Приходите еще.
Заика в гневе подлетает к окошку:
— Ты ч-что, г-г-гад, изде-де-деваешься?!?
— Н-нет. Это я н-над н-ним из-здевался!
Еще можно подстраиваться с запаздыванием. Не
много погодя. Желательно, в сходной ситуации. Он
расставляет акценты, делая жест указательным паль
цем, поступайте и вы так же. Это особенно характерно
для статичных положений. Скрещенные руки, напри
мер, можно отразить с запаздыванием секунд в два
дцать.
А пока — просто положите одну руку себе на грудь.
Так вы реализуете следующий способ неявной под
стройки: повторение обобщенного движения, а не кон
кретного. Он потер затылок — поправьте свою причес
ку. Понятно, что вряд ли имеет смысл ковырять в носу
или грызть ногти, даже если вам достался такой собе
седник. Жест «рука на бедре» отлично заменяется на
«рука в кармане». Да мало ли чего еще!
Весьма эффективен и практически незаметен спо
|
|