|
подчеркивались одновременно и мудрость, и юность жрицы.
Предсказание всегда начиналось с ритуала. Жрица-вещательница на заре окуналась
в Кастальский источник. Затем возвращалась в сокровенную часть храма и садилась
на золоченый треножник, находившийся у расщелины. Потом она выпивала воду из
родника Кассотис, жевала листья священного лавра и вдыхала заветные пары,
поднимающиеся из расщелины. Все это особым образом действовало на пророчицу:
она впадала в транс, доходящий до экстаза. Вот тогда-то к ней и приходили
видения будущего. Правда, откровения вещательницы часто носили символический, а
то и вообще смутно улавливаемый смысл. Иногда они звучали как шепот или шипение
змеи. Немудрено, что по аналогии с Пифоном жрицу-предсказательницу прозвали
пифией.
Но речь пророчицы бывала и абсолютно связной, тогда пифия облекала свои
предсказания в стихотворный размер гекзаметра, считавшегося в Греции языком
божественного духа. Если же речь была малопонятной, в дело вступали
жрецы-мужчины. Они толковали видения пифии, обычно тоже излагали их гекзаметром.
Очередь в храм для предсказания пифии была чрезвычайно велика, поэтому жрецы
установили трехступенчатый ритуал. Сначала они выносили на храмовый двор особые
кости, по метанию которых и устанавливались счастливчики, претендующие на право
задать вопрос пифии. Через неделю те, кого определил жребий, возвращались в
храм, надев лавровый венок и повязав на голову особую повязку. Они молились в
общедоступных местах храма и приносили жертву богам. Жрецы придирчиво
рассматривали принесенные дары и по особым знакам (например, по количеству
даров или по внутренностям жертвенных животных) назначали наилучший день для
прорицания. Это был второй этап.
Затем наступал третий – собственно заветный день предсказания. Пифия в длинном
белом одеянии, в золотом головном уборе, усаживалась на золоченый треножник и
пророчествовала. Если слова были смутными, то их тут же трактовали
жрецы-помощники.
Уже к VI веку до н. э. слава Дельфийского оракула стала столь всеобъемлющей,
что понадобилась не одна, а две пифии, а потом и три. Гекзаметр сменился
обычными прозаическими словами, а предсказания стали происходить не в
определенно назначенные дни, а ежедневно. Очереди были столь велики, что никто
не обижался на неясность и двусмысленность пророчеств, которые можно было
понимать по-разному. Люди уже не встречались с пифией лично. Они задавали свой
вопрос особым жрецам, которые и пересказывали им ответы пророчицы. Но,
удивительно, что бы ни вещала пифия, в конце концов, люди понимали, что она
оказывалась права.
Надо ли говорить, что ни в самой Греции, ни в ее колониях, ни в Малой Азии и
других сопредельных землях не свершалось ни одного сколь-нибудь значимого дела
без одобрения Дельфийского оракула. И если Афины были, например, центром разума
Греции, то Дельфы стали средоточием ее подсознания и понимания мистических тайн
происходящего. На храме Аполлона была выбита огромная знаменательная надпись:
«Учись познавать самого себя».
К VI веку до н. э. Дельфы разрослись уже до большого города – религиозного
комплекса. С утра и до утра сюда по Священной дороге стекались толпы греков и
иностранцев, постоянно устраивались торжественные процессии и празднества. В
Дельфах были открыты для обозрения священные монументы, театр, также
считавшийся священным, галерея статуй-даров, камень Омфал – пуп Земли и многое
другое. Раз в четыре года проходили спортивные и музыкальные состязания –
Пифийские игры в честь бога Аполлона. Словом, как написал известный историк
Карл Беккер, «таким образом, этот оракул составлял связующее звено между
греческими племенами, разъединенными взаимным соперничеством».
Именно в Дельфах двенадцать соседних государств (включая афинян, спартанцев,
дорийцев, ионийцев, фессалийцев, фокеян и др.) заключили Амфиктионию – Союз
двенадцати. И именно оракул давал ответы на политические вопросы, одобрял или
осуждал составляемые законы и конституции, устанавливал искупительную кару за
те или иные проступки как одного человека, так и целого государства. Все члены
Амфиктионии имели в Дельфах свои дома, земли и сокровищницы. Так что оракул
служил еще и единым банком для всей Эллады и окрестных земель.
Немудрено, что главный оракул Древнего мира просуществовал вплоть до IV века н.
э. И только к 390 году н. э. после многочисленных разрушений и разграблений
Дельфийский оракул был закрыт. Впрочем, безжалостное время не смогло уничтожить
древние Дельфы, и современные туристы могут увидеть и раскопанную афинскую
сокровищницу, и Омфал, и театр, и детали храма Аполлона, дожившие до наших дней.
Слышавшие Зов Будущего
Пророчествовали в Античном мире не одни пифии. Не меньшую славу снискали и
другие древнегреческие и древнеримские прорицательницы, которых называли
сивиллами (сибиллами – на римский лад). По свидетельству Плутарха, сивиллы
упоминаются еще у Гераклита, который считал, что их высказывания и предсказания
являются не от человеческого ума, а от внушения богов. Само же слово «сивилла»
произошло от имени первой предсказательницы – дочери царя Дардана и его супруги
Несо. Правда, мифы гласят также, что настоящим отцом девушки был не земной царь
Дардан, а сам бог Зевс, отчего и появилось второе имя сивиллы – Зевса.
|
|