|
фанатики своего «дела» и договориться с ними невозможно.
Однако есть и вторая, более поздняя версия происхождения мойр: они – дочери уже
не древнего мрака-Эреба, а верховного бога Зевса, уже куда более человечного и
справедливого, и его возлюбленной Ананке. Но кто такая эта дама? Она – дочь
Хроноса, бога времени. Само ее имя означает «рок», «неотвратимость», Ананке –
богиня необходимости, неизбежности. В Древнем Риме Ананке олицетворялась с
богиней Нецесситатой, которая также выступала силой принуждения личности ради
общественного блага. Правда, об общественном благе толковали только философы. А
простой народ связывал Ананку (Нецесситату) с неотвратимым приближением смерти.
Считалось, что именно она держит между колен веретено, олицетворяющее ось мира.
Ну а ее дочери-мойры (парки) именно с этого веретена сматывают нити для своей
работы. Отсюда вывод: нити судьбы берутся не абы откуда, а из веретена, чье
вращение созвучно с вращением Земли, однако, увы, это же веретено изначально
держит богиня неизбежной смерти. Не слишком-то обнадеживающе, верно?..
Но может, третья версия происхождения мойр помягче? Она гласит: мойры – дочери
опять же бога Зевса, который, между прочим, является еще и богом, даровавшим
людям законы, и богини Фемиды. Ну уж она-то всем известна: именно она – богиня
правосудия с весами и рогом изобилия в руках. Однако все знают и другое:
бедняга Фемида тоже практически слепа – у нее на глазах повязка, долженствующая
символизировать беспристрастность, но на самом деле мешающая Фемиде разглядеть
правду и ложь. Может, от этой самой беспристрастности и дочки ее, мойры-парки,
родились слепыми?..
Ну что тут скажешь? С какой стороны ни подступись, никак не повлияешь на
неотвратимых, неподкупных, да еще и слепых прях. Конечно, в их родословной
прослеживается явное улучшение: от внучек Хаоса, дочерей мрака и неотвратимого
рока, мойры-судьбоносицы становятся дочерьми Зевса-законника и Фемиды – богини
правосудия. То есть все же появляется надежда на то, что богини судьбы смогут
спрясть нить, провести по узору жизни и даже оборвать ее по справедливости, по
закону. Вот только знают ли о правосудии слепые мойры-парки?
Впрочем, и мы, грешные, участники процесса. Так, может, руководствуясь этими
законами, мы сумеем сделать свою жизнь хоть немного лучше? Как говаривали
древние римляне, «удлинить моток нити и украсить пряжу судьбы». Это ведь тоже
неплохо.
Оракул в Дельфах
Всем нам со школьной скамьи известно, что Древняя Греция состояла из полисов –
государств-городов. Все они постоянно спорили, воевали и мирились между собой.
Но что же было объединяющим началом всех этих городов? Конечно, у них был
единый язык, однако со множеством диалектов. Еще были религия и мифология, но
количество богов и мифов настолько зашкаливало, что каждый город и область
имели собственных особо почитаемых божеств, да и сюжеты мифов иногда разнились
до неузнаваемости. Но что все-таки объединяло греков, делало античную Грецию
единым целым? Вы не поверите – это были оракулы!
Под понятием «оракул» (от латинского слова oraculum, то есть «говорю, прошу») в
Древнем мире подразумевалось многое. Во-первых, тексты предсказаний, а вернее,
как верили древние, «слова богов», ибо греческий мир по своим религиозным
представлениям твердо знал, что боги общаются с людьми, говорят с ними.
Во-вторых, прорицатели, предсказывающие от имени богов. В-третьих, само
святилище, в котором совершалось пророчество.
Оракулов в Античном мире было несколько, но самым главным, легендарным и
признанным стал Дельфийский оракул. Археологи считают, что древним культовым
сооружениям в городе Дельфы больше 2 тысяч лет. А в VI веке до н. э. античный
оракул в Дельфах был перестроен и сохранялся в своем виде аж до IV века уже н.
э. Сам город Дельфы возник у таинственного подземелья священной горы Парнас,
на вершине которой, как известно, обитает бог света, искусств и прорицания
Аполлон вместе со своими музами. Название города произошло от древнегреческого
слова «дельфос», то есть «пещеры или лоно земли». И понятно, что в Дельфах был
возведен главный храмовый комплекс в честь Аполлона.
Впрочем, по преданию, этот храм основал сам Аполлон. В юности он совершил здесь
подвиг – убил огромного змея Пифона, который безжалостно истреблял жителей
Дельф, и потому получил прозвище Дельфиний. В погоне за чудовищем юный бог и
наткнулся на огромные подземные пещеры. С одной стороны от них Аполлон
обнаружил целебный Кастальский источник, с другой – из расщелины выходили пары,
которые могли зачаровать любого. По преданию, один из местных жителей,
надышавшись дурманами, сначала впал в кому, а потом, очнувшись, обрел
способность рассказывать своим соседям о том, что случится с ними впоследствии.
Так что Аполлон принял совершенно верное решение – не только возвести рядом с
пещерами и источником храм, но и обучить храмовых служителей предсказывать и
толковать будущее, ведь, напомним, бог искусств был еще и богом прорицательства.
Аполлон, уже имевший своих спутниц-учениц – муз, совершенно справедливо полагал,
что для пророчества женщины, с их тонкой нервной организацией и образным
мышлением, подойдут более мужчин. В будущие пророчицы бог повелел отбирать
только девственниц и воспитывать их в храме. Так что сначала
жрицами-вещательницами были только юные девы, однако уже к VI веку до н. э.
начали пророчествовать и зрелые женщины (бывали и просто старухи), которые,
впрочем, должны были одеваться в девичьи одежды. Считалось, что тем самым
|
|