|
Генриха Гиммлера были возрождены для членов СС. Или для самоубийства,
опять-таки освященного эсэсовским кодексом чести.
Надо сказать, что в рамках СС были возрождены очень многие обычаи и ритуалы из
самых разных эпох. При этом для каждого из них подготавливалось обоснование,
правила соблюдения и т. д. Со всей тщательностью и бюрократизмом, столь милыми
сердцу рейхсфюрера СС. Правила организации дуэли, скажем, занимали не одну
страницу и представляли собой сильно упрощенный дуэльный кодекс XIX века.
Удивительно, кстати, как Гиммлер, будучи большим поклонником скандинавской
культуры, не взялся вместо традиционного поединка внедрять хольмганг![30]
Впрочем, в СС и без того хватало наследия древних времен – это празднование
давно преданных забвению летнего и зимнего солнцеворотов, языческие ритуалы на
Йол[31] и т. п.
Зачем все это было придумано и внедрено? Ответ прост. Вся эта символика и
атрибутика, подходящая больше для Средневековья, чем для ХХ века, была призвана
непрестанно напоминать каждому члену организации, что он принадлежит к касте
избранных. И как следствие, обязан постоянно свою избранность подтверждать,
выполняя возложенный на него долг. А долгом была служба вождю и непоколебимая
верность.
Для общих СС это было единственное, чего требовало от членов ордена руководство.
Вступая в орден, члены общих СС не бросали своих основных занятий, оставались
на своих постах, продолжали выполнять свои повседневные обязанности. Но, став
рыцарями ордена, они должны были в каждый следующий момент быть готовы к бою. К
тому, что великий магистр или кто-то из его посланцев передаст им волю вождя,
которую необходимо во что бы то ни стало исполнить. И, что интересно, хотя
такое происходило далеко не часто, в точности и обязательности исполнения
приказов можно было не сомневаться: уровень дисциплины в СС лишь немногим не
дотягивал до того, которого требовал от своих ассасинов легендарный Горный
Старец Палестины.
Ассасины (гашишиины) – радикальное крыло исламской секты исмаилитов,
практиковавшее индивидуальный террор в отношении врагов ислама, а также
заказные убийства. Глава ассасинов носил прозвище Горного Старца и обладал
неограниченной властью над жизнью и смертью любого из подданных. Получили
наибольшую известность в эпоху Крестовых походов.
Достигалось это не только постоянным «программированием» личного состава
охранных отрядов и пропагандистским прессингом, но и довольно жестким контролем,
постоянными чистками. Руководству СС ничего не стоило за разного рода
прегрешения исключить из организации пару десятков тысяч человек. Кстати,
исключение из ордена ни в коем случае не снимало с исключенного принесенных им
клятв верности. Поводом для исключения могли стать, например, многочисленные
нарушения семейного кодекса члена СС, неразборчивые половые связи и пр. Правда,
виновных в прегрешениях подобного рода чаще всего потом оправдывали, возвращали
в лоно организации и восстанавливали в звании. А вот те, кто тем или иным
образом порочил орден, на амнистию могли не рассчитывать. Тех, кто так или
иначе не вписывался в образ идеального эсэсовца или имел смелость или глупость
критиковать политику партии и действия Генриха Гиммлера, изгоняли безжалостно.
При этом нужно понимать, что отчисление не было равнозначно, скажем, поражению
в правах, которое ожидало бы в СССР человека, исключенного из партии. Немец, по
тем или иным причинам покинувший орден, мог оставаться на своем рабочем месте,
продолжать спокойно жить и трудиться. Для него была закрыта лишь партийная
карьера. Следует помнить и о том, что отчисление из рядов СС не отменяло
присяги на верность вождю и партии.
В принципе членство в общих СС было делом необременительным и скорее статусным,
нежели приносящим какую-то ощутимую материальную выгоду. Да и в войсковых
операциях одетые в черные мундиры бюргеры, как несложно понять, участия не
принимали. По крайней мере до последнего момента, когда в бой были брошены все.
Так что общие подразделения СС к тому, что вменялось в вину на Нюрнбергском
процессе организации в целом, прямого отношения не имели – разве что
опосредованно, в какой-то мере. Естественно, речь не идет о самом великом
магистре ордена и о двенадцати гиммлеровских паладинах, отдававших приказы,
руководивших всеми подразделениями СС. Но, так сказать, рядовые рыцари,
почетные эсэсовцы и сочувствующие – те, кто гордо носил на лацкане серебряный
значок друга ордена со свастикой и рунами победы, – вряд ли могли знать об
организации все и уж точно не представляли себе масштабов и направлений ее
деятельности. Но свою порцию «тайного знания», ритуалов и символики они
получали, да и заряд идеологии был им предназначен многократно больший, чем
простым гражданам рейха. И результат себя оправдывал.
Черный мундир и вера в неведомое, или О братьях ордена и о том, куда можно
забрести в поисках великих предков
Сказали мне, что эта дорога приведет к океану смерти, и я с полпути повернул
обратно. С тех пор все тянутся передо мной кривые, глухие, окольные тропы…
А. и Б. Стругацкие. «За миллиард лет до конца света»
Ориентация на языческое прошлое вовсе не означала отрицания христианства. Во
всяком случае – не на уровне всей организации. Генрих Гиммлер мало того что
ухитрился до самого конца сохранять добрые отношения с Ватиканом, так еще и сам
заявлял, что христиане ему подходят гораздо больше, чем атеисты и безбожники.
Сам будучи романтиком, склонным к мистическому восприятию мира, он и от
подчиненных ожидал того же, прекрасно понимая, что для человека, не верящего
вообще ни во что, разного рода ритуалы и символы – не более чем набор
бессмысленных действий и знаков. В этом, в частности, одно из коренных отличий
национал-социализма Германии от коммунизма – социализма Советской России. Если
|
|