|
дравшихся за честь и славу исторической России на полях гражданской войны.
В их символике – на погонах, фуражках, папахах, жетонах и нарукавных
щитках, наградах, знаменах, перстнях и нагрудных знаках корниловцев,
анненковцев, дроздовцев, бойцов Сибирской штурмовой бригады им. полковника
Пепеляева и Западной Добровольческой Армии генерала князя Авалова (Бермондта),
отрядов атамана Булак-Балаховича, донских казаков-гундоровцев, Железной бригады
Чехословацкого Корпуса, ударников генерала Гайды, Сибирской штурмовой бригады
полковника Пепеляева и многих других непременно присутствовала «мёртвая голова»
- как символ смерти и воскресения, причем та же самая идея нередко выражалась и
чёрно-белой цветовой «схимнической» гаммой военной формы белогвардейских частей.
Как бы подчёркивая этот свой «крестоносно-монашеский» характер, русские
белые воины нередко использовали в своей символике белый православный или
мальтийский «кавалерский» («рыцарский») крест, а марковцы даже носили на поясе
чёрные чётки-лествицы – нисколько не опасаясь соседства христианской символики
с «черепом и костями»). И православные иереи служили молебны и благословляли их
на правый бой, совершенно не смущаясь присутствием «зловещего символа».
Последними, кто, продолжая традицию Якова Петровича Бакланова, носил
«череп и кости» на полях сражений (правда, уже Второй мировой войны, которая,
однако, воспринималась ими, прежде всего, как продолжение войны гражданской),
были «белые казаки» 1-й Казачьей Кавалерийской дивизии, позднее ХV (XIV)
Казачьего Кавалерийского Корпуса генерала Гельмута фон Паннвица и многих других
казачьих частей и подразделений в составе германского вермахта, а позднее – и
Ваффен СС.
А вот советские большевики в период гражданской войны в России
вкладывали в символ «черепа и костей» действительно убийственно-зловещий смысл.
Любопытно, что боснийский гимназист Гаврила Принцип, чей провокационный
выстрел в австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда фон Габсбурга д'Эсте 1
августа 1914 года в боснийском Сараево вызвал четырёхлетнюю мировую кровавую
бойню и привел к крушению четырёх крупнейших империй – и, прежде всего –
Российской – был членом террористической организации «Чёрная рука», эмблемой
которой также служили череп и кости.
После выстрелов в Ульянова-Ленина осенью 1918 года (до сих пор
неизвестно кем произведенных) большевицкая ЧК развязала невиданный по
жестокости «красный террор» против всех патриотов России и просто честных
русских людей…под знаком черепа с костями (сохранилась фотография демонстрации
петроградских чекистов под лозунгом: «Смерть буржуазии и ее прихвостням, да
здравствует красный террор!»).
Описывая попытки одесского чекиста вербовать пленных офицеров на
советскую службу, старшина Украинской Галицийской Армии Ярич-Запильский
подчеркивал: «...У него на отвороте тужурки золотой человеческий череп с двумя
костями. Это – знак чрезвычайки».
Пьяная разнузданная матросня, по выражению большевицкого барда
Маяковского, «прикладами гнавшая седых адмиралов» в море «с моста в
Гельсингфорсе», творила свои злодеяния под стягом с черепом и костями со
сходной надписью «Смерть буржуям».
На знамени «анархо-коммунистов» большевицкого союзника «батьки» Махно,
сорвавшего освободительный деникинский «поход на Москву», красовались также
«мёртвая голова» и надпись: «Смерть всiм, хто на пиришкодi добутья вiльностi
трудовому люду».
Характерно, что белые сочетали в своей символике «череп и кости» с
выражением готовности умереть, если надо, самим ради спасения родины (на
украшенном «мёртвой головой» знамени «Царскосельского батальона смерти» так и
было написано: «Лучше смерть, чем гибель Родины»), а нередко – и с ликом Христа
Спасителя (как на знамени «женского батальона смерти» Марии Бочкаревой).
В то же время на большевицких знаменах «мёртвая голова» всегда
присутствовала в сочетании отнюдь не с заявлением о готовности красных умереть
самим (ну, если не за Родину, то хотя бы за пресловутую «мировую революцию»), а
с непременными призывами убить кого-то другого («мировую буржуазию», «врагов
трудового народа», «контрреволюционеров», «прихвостней старого режима», неважно
кого – лишь бы кого-то убить...).
Самолеты белых были украшены православными крестами, державными
двуглавыми орлами (хотя и без корон!), изображениями русских богатырей и
национальными цветами Великой России. А на советских самолетах той поры зловеще
ухмылявшиеся черепа и кости прекрасно сочетались с кровавыми и чёрными
пентаграммами, вампирами, ведьмами, красными дьяволятами (в буквальном смысле
слова!), бутылками водки, чертями-куроцапами и прочей бесовщиной. Впрочем,
|
|