|
громным, и после осмотра виноградников и винодельных мощностей
Андерсен захотел убедиться, что не имеет дело с чем-то для показа иностранцам.
Он выбрал наугад два дома и попросил разрешения заглянуть туда, чтобы увидеть,
как живут простые люди. Велико было его удивление, когда он увидел добротную
обстановку, дорогие ковры на стенах и полу, но особое удивление вызвали запасы
хозяев в погребах. «Здесь примерно две тонны белого вина, — сказал грузин. —
Надо всегда иметь запас для гостей, свадеб и долгих зимних вечеров».
Вечером того же дня за праздничным столом под открытым небом оживленно и
весело грузинские виноделы принимали чету Андерсен. Длинные и цветистые
грузинские тосты — кошмар для любого переводчика. Когда один из хозяев в разгар
застолья встал и произнес тост в честь Сталина, норвежец был крайне удивлен. Со
времени XX съезда КПСС прошло два года, и странно было слышать предложение
выпить «за великого сына грузинского и русского народов,
67
который построил лучшее в мире государство и навечно останется в памяти
людской». Но Андерсен не показал своего удивления, лишь обратил на меня
вопрошающий взор. «У нас свобода мнений», — подмигнув, сказал я ему.
В Тбилиси в те годы выступал замечательный танцовщик Вахтанг Чабукиани. Нам
достали билеты на балет «Отелло» с его участием. Андерсен, в отличие от меня,
балетом не «болел», но не пожалел об увиденном. Чабукиани был, на мой взгляд,
великим артистом, калибром не ниже Рудольфа Нуриева, но менее известным за
рубежом, поскольку и выезжали в то время редко, и кинозаписи делали не так
часто, как во времена Нуриева. Встретившись после спектакля с Вахтангом в
кабинете директора, Андерсен не смог сдержать своего восторга. Грузинский
танцовщик держался очень скромно, говорил с достоинством и юмором. Он рассказал,
что не всегда успех зависит от него, например ему трудно было танцевать со
знаменитой английской балериной Маргот Фонтен. «Я люблю танцевать с
миниатюрными, подвижными и легкими как пушинка партнершами, — сказал он. — И
вынужден признаться, что, танцуя с ней, думаю только о том, как бы не уронить
ее на пол».
Для меня поездка с Андерсеном была приятным напоминанием о Норвегии и
близким знакомством с жизнью собственного народа. Обозначилось улучшение
материального благосостояния людей. Нехватка товаров народного потребления,
которая стала острой позже, в то время еще была не столь заметной. В некоторых
отраслях, напротив, были даже проблемы с перепроизводством, например сливочного
масла. Быстрыми темпами шло жилищное строительство. Пусть качество «хрущевок»
было не очень высоким, но многие семьи впервые смогли получить отдельные
квартиры с удобствами.
Иными словами, это было время, когда советские люди смотрели в будущее с
оптимизмом и уверенностью. Не все, разумеется, было прекрасно и радовало, но
сравнение с прошлым обнадеживало. Борьба с политическим инакомыслием, которая
якобы имела в конце 50 — начале 60-х годов гигантские масштабы, на деле
вылилась в несколько судебных процессов над диссидентами. Может быть, эта
проблема была бы меньшей, если бы размежевание со сталинизмом в 1956 году не
повлекло за собой непредвиденные последствия. У многих горькая правда о том, во
что они безоговорочно верили, развенчание обожествленного Сталина, с именем
которого шли в бой в годы войны, вызвали шок и разочарование. Если все, что
было до 1956 года, оказалось не таким безоговорочно правильным и законным, то
где гарантия, что новые руководители страны будут действовать безошибочно?
Такая утрата веры в руководство страны и скептицизм стали для некоторых наших
соотечественников жизненным кредо и основанием для отвержения абсолютно всего в
советском обществе, вплоть до эмиграции, и борьбы против него. Теперь,
68
после разрушения Советского Союза, некоторые диссиденты, не ладившие с властями,
выражают сожаление по поводу своих прежних действий. Если бы мы знали, к чему
придем, от наших выступлений и деятельности нужно было бы отказаться, считают
они. Другая часть общества и членов партии не поддерживала осуждение Сталина,
по-прежнему видя в нем лидера, создавшего и защитившего великое
социалистическое государство.
Для лучшего понимания того, насколько сложно найти историческую правду,
стоит сослаться на Уинстона Черчилля, который уже после разоблачения культа
личности заявил в палате лордов в 1959 году (в день 80-летия Сталина), что тот
«был гениальным полководцем, обладавшим необыкновенной энергией, знаниями и
несгибаемой волей. Он был жестким и беспощадным в словах и делах. Даже мне при
всем опыте работы с английским парламентом трудно было возражать ему. Он был
уникальным государственным деятелем... в силу своего глубокого, логичного и
продуманного понимания истории, хозяином положения в критические моменты жизни
своей страны, который никогда не предавался иллюзиям. Даже нас, которых он
открыто называл империалистами, Сталин побудил к совместной борьбе с
империалистами. Он принял Россию в разрухе, а оставил после себя страну,
обладающую атомным оружием». Речь Черчилля широко освещалась средствами
массовой информации на Западе. В Советском Союзе тогда она не была опубликована.
Думаю, что для цельного понимания настроений в обществе после XX съезда
КПСС нужно учитывать всю сложность оценки роли Сталина в истории, которая до
сих пор будоражит наше общество.
В конце лета 1959 года ко мне на работу в МИД позвонил человек, которого я
раньше не знал. Он представился полковником КГБ и сказал, что хотел бы со мной
поговорить. Стояла великолепная погода, и мы решили пройтись по парку.
Полковник был хорошо информирован обо мне и без всякого предисловия предложил
подумать о переходе на службу в политическую разведку.
Для меня это было полной неожиданнос
|
|