|
пути к отступлению, сохраняет возможность переменить ориентацию. Он и служению
церкви отдается лишь временно, не целиком, так же как впоследствии он отдавался
революции, Директории, консульству, империи или королевству; даже богу, а тем
более человеку, не дает Жозеф Фуше обета верности на всю жизнь.
Десять лет, от двадцатого до тридцатого года жизни, бродит этот бледный,
необщительный полусвященник по монастырским коридорам и тихим трапезным. Он
преподает в Ниоре, Сомюре, Вандоме, Париже, едва ощущая перемену места, ибо
жизнь монастырского учителя во всех городах протекает одинаково тихо, бедно и
незаметно, всегда за немыми стенами, в стороне от событий. Двадцать, тридцать,
сорок школьников, обучаемых латыни, математике и физике, – бледные, одетые в
черное мальчики, которых водят к обедне и стерегут в дортуаре, – чтение научных
книг в одиночестве, скудные трапезы, жалкое вознаграждение, черное поношенное
платье, скромное монашеское существование. Словно в оцепенении, вне
действительности, вне времени и пространства, бесплодно и бесстрастно прошли
эти десять тихих, затененных лет.
Однако эти десять лет монастырской школы научили Жозефа Фуше многому, что
пошло на пользу будущему дипломату, – главным образом технике молчания,
важнейшему искусству скрывать свои мысли, мастерству познания душевного мира
человека и его психологии. Тому, что всю жизнь, даже в минуты страстных порывов,
он владеет каждым мускулом своего лица, тому, что никогда не удается
обнаружить признаков гнева, озлобления, волнения в его неподвижном, словно
окаменевшем в молчании лице, тому, что он одинаково ровным, монотонным голосом
спокойно произносит и самые обыденные, и самые ужасные слова, и одинаково
бесшумными шагами проходит и в покои императора и в неистовствующее народное
собрание, – своей бесподобной выдержкой и самообладанием он обязан годам,
проведенным в монастырских трапезных; еще задолго до того, как он вступил на
подмостки мировой сцены, его воля была воспитана дисциплинарными упражнениями
последователей Лойолы [12] и речь его отшлифована тысячелетним искусством
проповедей и религиозных диспутов. Быть может, не случайно все три великих
дипломата французской революции – Талейран, Сийес [13] и Фуше – вышли из
монастырской школы, став тончайшими психологами задолго до появления на трибуне.
Древнейшая общая традиция, далеко выходящая за пределы их личных судеб,
придает в решительные минуты их обычно столь противоположным характерам
известное сходство. У Фуше к этому присовокупляется еще и железная спартанская
самодисциплина, отвращение к роскоши и блеску, умение скрывать свою личную
жизнь и свои чувства; нет, годы, проведенные Фуше в сумраке монастырских
коридоров, не потеряны даром, он бесконечно многому научился, пока был учителем.
За монастырскими стенами, в самой строгой изоляции, воспитывается и
развивается этот своеобразный гибкий и беспокойный дух, овладевая высоким
мастерством в постижении человеческой психологии. Долгие годы он вынужден
действовать лишь незаметно в самом тесном церковном кругу, но во Франции уже в
1778 году начался тот общественный ураган, который проникал и за монастырские
стены. В монашеских кельях ораторианцев так же спорят о Человеческих правах,
как и в масонских клубах, новое по своему качеству любопытство влечет монахов
навстречу буржуа так же, как любопытство преподавателя физики и математики
влечет его к удивительным открытиям тех времен, к монгольфьерам – первым
летательным машинам, к замечательным изобретениям в области электричества и
медицины. Духовенство ищет сближения с образованным обществом, и вот в Аррасе
оно осуществляется в очень своеобразном кружке под названием «Розати» – нечто
вроде «Шлараффиа», – в котором интеллигенция города общается в обстановке
непринужденного веселья. Нет ничего особенно замечательного в этих собраниях:
скромные буржуа декламируют стишки или произносят речи на литературные темы,
военные смешиваются со штатскими, и там же охотно принимают монастырского
учителя Жозефа Фуше, так как он может рассказать о новейших достижениях физики.
Он часто проводит там время в кругу приятелей и слушает, как, например, капитан
инженерных войск Лазар Карно читает шутливые стихи собственного сочинения или
бледный, тонкогубый адвокат Максимильен де Робеспьер (он тогда еще гордился
своим дворянством) держит за столом цветистую речь в честь общества «Розати».
Ибо в провинции еще наслаждаются последним дыханием философствующего
восемнадцатого века: господин де Робеспьер вместо смертных приговоров спокойно
пописывает изящные стишки, швейцарский врач Марат сочиняет не суровые
коммунистические манифесты, а слащавый сентиментальный роман, и где-то в
провинции маленький лейтенант Бонапарт трудится над новеллой – подражанием
Вертеру. Все грозы еще незримы за Чертой горизонта.
Какая игра судьбы: именно с этим бледным, нервным, безудержно честолюбивым
адвокатом де Робеспьером больше всего подружился монастырский учитель; им уже
даже предстоит породниться, ибо Шарлотта Робеспьер, сестра Максимильена,
собирается отвлечь учителя школы для ораторианцев от мысли о духовном сане, –
повсюду болтают об их помолвке. Почему, в конце концов, этот брак не состоялся,
остается тайной, но, быть может, именно здесь скрыт корень той ужасной, ставшей
исторически значимой, взаимной ненависти этих двух людей, которые некогда
дружили, а затем вступили в борьбу не на жизнь, а на смерть. Но в ту пору они
еще не знали ни о якобинстве, ни о ненависти. Напротив: когда Максимильена де
Робеспьера посылают в Версаль депутатом в Генеральные штаты, чтобы он принял
участие в составлении проекта нового государственного строя Франции, то именно
полумонах Жозеф Фуше ссужает тщедушного адвоката де Робеспьера деньгами на
дорогу и на новый костюм. Характерно, что Фуше держит ему, как впоследствии
многим; другим, стремя, когда тот готовится к скачку в мировую историю. Но
именно он же в решительный момент предаст своего прежнего друга и беспощадно
низвергнет его.
Вскоре после отъезда Робеспьера на собрание Генеральных штатов, кото
|
|