|
т с барабанным боем и музыкой, и на рыночной площади он без
участия церкви дает ребенку имя. В Мулене он верхом на коне, во главе целого
кортежа, разъезжает по городу с молотком в руке и разбивает кресты, распятия и
религиозные изображения, «постыдные» свидетельства фанатизма. Похищенные митры
и напрестольные покровы бросают в костер, и, пока вздымается яркое пламя,
ликующая чернь пляшет вокруг атеистического аутодафе. Но неистовствовать,
разбивая мертвые предметы, беззащитные каменные фигуры и хрупкие кресты, было
бы для Фуше только частичным торжеством. Настоящее торжество доставил ему
архиепископ Франсуа Лоран, который после его речей сорвал с себя облачение и
надел красную шапку, а когда тридцать священнослужителей с восторгом
последовали его примеру, весть об этом успехе, словно пожар, пронеслась по всей
Франции. И гордо хвастается Фуше перед своими менее удачливыми
коллегами-атеистами, что он уничтожил фанатизм, искоренил христианство во
вверенной ему области так же, как богатство.
Могло бы показаться, что все это – деяния безумца, исступленного фанатика и
фантазера. Но в действительности Жозеф Фуше даже в мнимой страстности остается
трезвым калькулятором и реалистом. Он знает, что обязан отчитаться перед
Конвентом, знает, что курс патриотических фраз и писем падает так же быстро,
как и курс ассигнаций, поэтому, если хочешь возбудить удивление, нужно
заговорить языком металла. И, отправляя набранные им полки к границе, он все
добытое при ограблении церквей отправляет в Париж. Ящик за ящиком с золотыми
дароносицами, сломанными расплавленными серебряными подсвечниками,
тяжеловесными распятиями и драгоценными камнями втаскивают в Конвент. Он знает:
республике нужны прежде всего наличные деньги, и он первый, он единственный
посылает депутатам из провинции такую красноречивую добычу. Сперва они поражены
этой небывалой энергией, потом приветствуют ее громовыми аплодисментами. С
этого часа в Конвенте знают и повторяют имя Фуше – железного человека, самого
неустрашимого, самого настойчивого республиканца республики.
Когда Фуше, исполнив свою миссию, возвращается в Конвент, он уже не похож на
того неизвестного, незначительного депутата, каким он был в 1792 году. Человеку,
который выставил десять тысяч рекрутов, который выжал сто тысяч марок золотом,
тысячу двести фунтов наличными деньгами, тысячу слитков серебра, ни разу не
прибегнув к Rasoir national [32] , к гильотине, Конвент поистине не может не
выразить восхищения его усердием – pour sa vigilance. Ультраякобинец Шометт
публикует гимн в честь его деяний. «Гражданин Фуше, – пишет он, – сотворил те
чудеса, о которых я рассказал. Он почтил старых, поддержал слабых, уважил
несчастных, разрушил фанатизм, уничтожил федерализм. Он восстановил
производство железа, арестовал подозрительных, примерно наказал каждое
преступление, преследовал и сажал в тюрьмы эксплуататоров». Спустя год после
того, как он осторожно сел на скамью умеренных, Фуше слывет самым радикальным в
среде радикалов, и когда восстание в Лионе потребовало назначения особенно
энергичного человека, беспощадного, не знающего колебаний, – кто мог показаться
более подходящим для проведения самого ужасного эдикта, когда-либо созданного
этой или какой-либо другой революцией? «Услуги, уже оказанные тобой революции,
– предписывает ему на своем великолепном жаргоне Конвент, – служат залогом тех,
которые ты еще окажешь. Ты должен снова разжечь потухающий факел гражданского
духа в Ville affranchie (Lyon) [33] . Доверша революцию, положи конец войне
аристократов, и пусть развалины, которые свергнутая власть стремится
восстановить, обрушатся на них и раздавят их».
И в этом образе мстителя и разрушителя, Mitrailleur de Lyon [34] , впервые
вступает Жозеф Фуше, впоследствии миллионер и герцог Отрантский, в мировую
историю.
2. Палач Лиона (1793)
В книге истории французской революции редко открывают одну из самых кровавых
ее страниц – главу о Лионском восстании. И все же ни в одном городе, даже в
Париже, социальные противоречия не выразились так остро, как в этом первом
индустриальном городе тогда еще мелкобуржуазной и аграрной Франции, в городе,
ставшем родиной шелковой промышленности. Еще в разгар буржуазной революции 1792
года рабочие впервые образуют там отчетливо пролетарскую массу, резко
отделявшуюся от роялистски и капиталистически настроенных предпринимателей. Нет
ничего удивительного, что на этой раскаленной почве как реакция, так и
революция принимают самые кровавые и фантастические формы.
Приверженцы якобинцев, толпы рабочих и безработных группируются вокруг одного
из тех своеобразных людей, которых внезапно выносит на поверхность всякий
мировой переворот, одного из тех кристально чистых идеалистов, которые, однако,
своей верой и своим идеализмом навлекают больше бед и вызывают больше
кровопролитий, чем самые грубые реалистические политики и самые свирепые
террористы. Обычно именно такие искренне верующие религиозные экстатические
натуры, стремящиеся перестроить и улучшить мир с самыми благородными
намерениями, дают побудительный толчок к убийствам и несчастьям, которые
отвратительны для них самих. В Лионе таким человеком был Шалье,
расстрига-священник и бывший купец, для которого революция стала истинным,
настоящим христианством; он был предан ей с любовью суеверной и самозабвенной.
Восхождение человечества к разуму и к равенству означает для этого страстного
почитателя Жан-Жака Руссо осуществление тысячелетнего царства, его пылкое и
фанатичное человеколюбие видит в мировом пожаре зарю но
|
|