|
ые заботы, кроме счастья народа, кто
открывает свою душу холодным интересам, кто подсчитывает, какую прибыль ему
даст его звание, его положение и талант, и тем самым отделяется на миг от
общего дела, чья кровь не кипит при виде притеснений и роскоши, кто проливает
слезы сочувствия над бедствиями врагов народа и не сохраняет всей своей
чувствительности только для мучеников свободы, – тот лжет, если он осмеливается
называть себя республиканцем. Пусть он покинет нашу страну, иначе его узнают,
его нечистая кровь оросит землю свободы. Республика хочет видеть в своих
пределах лишь свободных людей, она решила истребить всех других и она называет
своими детьми лишь тех, кто хочет жить, бороться и умирать за нее». С третьего
параграфа революционная декларация начинает становиться обнаженным, открыто
коммунистическим манифестом (первым достаточно откровенным после 1793 года):
«Каждый, имеющий больше самого необходимого, должен быть привлечен к участию в
этом чрезвычайно важном деле оказания помощи, и взносы должны соответствовать
великим требованиям отечества; поэтому вы должны в самых широких размерах,
самым революционным способом установить, сколько каждый в отдельности должен
вносить на общее дело. Тут идет речь не о математическом определении и не
боязливо осторожном методе, обычно применяемом при составлении налоговых
списков; это особое мероприятие должно соответствовать характеру обстоятельств.
Действуйте поэтому широко и смело, возьмите у каждого гражданина все, в чем он
не нуждается, ибо всякий излишек (le superflu) – это открытое поругание
народных прав. Единичная личность может лишь во зло употребить свои излишки.
Поэтому оставляйте лишь безусловно необходимое, все остальное во время войны
принадлежит республике и ее армиям».
Особенно подчеркивает Фуше в этом манифесте, что нельзя удовлетвориться только
деньгами. «Все предметы, – продолжает он, – которыми граждане обладают в
излишке и которые могут быть полезны защитникам отечества, принадлежат отныне
отечеству. Есть люди, которые обладают громадным количеством полотна и рубах,
тканей и сапог. Все эти вещи должны стать предметом революционной реквизиции».
Таким же образом он требует, чтобы в национальную казну было отдано золото и
серебро, metaux vils et corrupteurs [30] , презренные для истинного
республиканца; «украшенные эмблемой республики, очищенные огнем, они станут
полезным достоянием общества. Для торжества республики нам нужны лишь сталь и
железо». Воззвание кончается ужасным призывом к беспощадности: «Мы со всей
строгостью будем охранять врученные нам полномочия, мы будем наказывать как
злостное намерение все, что при других обстоятельствах могло быть названо
упущением, слабостью и медлительностью. Время половинчатых мероприятий и пощады
миновало. Помогите нам наносить мощные удары, иначе они обрушатся на вас самих.
Свобода или смерть – выбирайте!»
Этот принципиальный документ дает возможность угадать методы деятельности
Жозефа Фуше в роли проконсула. В департаменте Нижней Луары, в Нанте, Невере и
Мулене, он осмеливается вступать в борьбу с самыми могучими силами Франции,
перед которыми осторожно отступают даже Робеспьер и Дантон, – с частной
собственностью и церковью. Он действует быстро и решительно в направлении
egalisation des fortunes [31] и изобретает так называемые «Филантропические
комитеты», которым состоятельные люди обязаны преподносить дары, устанавливая
их размеры якобы по своему усмотрению. Чтобы быть достаточно хорошо понятым, он
сразу же делает мягкое указание: «Если богатый не использует своего права
сделать достойным любви режим свободы – республика оставляет за собой право
завладеть его состоянием». Он нетерпим к излишкам и энергично расширяет само
понятие superflu, утверждая, что «республиканцу нужны только оружие, хлеб и
сорок экю дохода». Фуше извлекает лошадей из конюшен, муку из мешков;
арендаторы отвечают жизнью за невыполнение данных им предписаний; он
предписывает употребление хлеба низкого качества, каким впоследствии был и хлеб
мировой войны, и запрещает всякую выпечку из белой муки. Каждую неделю он,
таким образом, выставляет пять тысяч рекрутов, снабженных лошадьми, обувью,
обмундированием и ружьями; он заставляет работать фабрики, и все подчиняются
его железной энергии. Деньги стекаются – налоги, подати и дары, поставки и
трудовые повинности; два месяца спустя он гордо пишет Конвенту; «On roiigit ici
d'etre riche» – «Здесь стыдятся прослыть богатыми». Но в действительности он
должен был бы сказать: «Здесь боятся быть богатыми».
Выступая как радикал и коммунист, Жозеф Фуше, ставший впоследствии миллионером
и герцогом Отрантским, который повторно обвенчается в церкви с благословения
короля, проявлял себя в то время свирепым и страстным борцом против
христианства. «Этот лицемерный культ должен быть заменен верой в республику и
мораль», – гремит он в своем зажигательном послании, и, как удары молнии,
обрушиваются его первые мероприятия на церкви и соборы. Закон за законом,
декрет за декретом: «Духовенство имеет право носить свое облачение только при
исполнении обрядов», все преимущества у него отнимаются, ибо «пора, – поясняет
он, – возвратить этот высокомерный класс к чистоте древнего христианства и
обратить его в граждан государства». Скоро Жозефа Фуше перестает удовлетворять
положение носителя высшей военной власти, высшего вершителя правосудия,
неограниченного диктатора; он присваивает и все функции церкви. Он уничтожает
безбрачие духовенства, приказывает священнослужителям, чтобы в течение месяца
каждый женился или усыновил ребенка, он сам заключает и расторгает браки на
рыночных площадях, он подымается на амвон (откуда старательно удалены кресты и
религиозные украшения) и произносит атеистические проповеди, в которых отрицает
бессмертие и существование бога. Христианские обряды при похоронах отменяются,
и в утешение на кладбищенских церквах высекается надпись: «Смерть – это вечный
сон». В Невере новоявленный папа впервые в стране совершает обряд гражданского
крещения своей дочери, названной в честь департамента Ниевр. Национальная
гвардия выступа
|
|