|
существовал. Немного дальше мы находим наших любимиц - двух пум с
серо-голубыми глазами, спокойная величавость которых вдруг нарушается
стремительностью прыжка. С необыкновенной легкостью они достигают высоких
веток мертвых деревьев, где они спят целыми днями, свесив вниз хвосты. Мы
никогда не забываем заглянуть к волкам, таким несчастным в клетках, где они
беспрерывно ходят по кругу, - скорее для того, чтобы бросить им братский
взгляд, чем чтобы восхищаться ими.
Другой маршрут ведет нас на Новодевичье кладбище. Здесь похоронены
многие великие люди России. Как и все православные кладбища - это чудесный
сад. Нет ничего печального или холодного в этом пространстве, где мы бродим,
перебирая имена, обрывки стихов или музыки. Мы всегда подолгу стоим у могилы
Чехова, для меня - одного из самых великих. Ему я особенно благодарна за то,
что он мне дал самое сильное счастье в моей театральной жизни, когда я
играла в "Трех сестрах" с моими сестрами Одиль Версуа и Элен Валье. И ведь,
снимаясь в фильме о Чехове - "Сюжет для небольшого рассказа", - я встретила
тебя, полюбила и вышла за тебя замуж...
Но самый любимый, не меняющийся с годами маршрут проходит через
несколько домов за городом. Мы идем поприветствовать старого физика,
покровителя искусств - академика Капицу. У него дома стоит "вертушка", и он
может напрямую разговаривать с великими мира сего - вещь невозможная для
обычного смертного. Благодаря ему много раз удавалось в самой крайней
ситуации спасти спектакль. Его взгляд остается в моей памяти, удивительно
нежный и сияющий.
Иногда мы идем на дачу к Пастернаку. Здесь нас принимает Бриджит
Анжерер - молодая французская пианистка, ученица хозяина дома, Станислава
Нейгауза, твоего собрата по саморазрушению. Этот дом хранит в себе сокровища
ослепительной и трагической эпохи двадцатых-тридцатых годов. Мы вместе идем
на Переделкинское кладбище поклониться могиле Пастернака. Он так и не
сдался, его профиль на барельефе выражает гордость и решимость, которые были
присущи ему всю жизнь.
Потом мы делаем крюк через заваленную всяким хламом, но уютную дачу
Беллы Ахмадулиной. Атмосфера здесь совершенно иная. Чувствуется, что внешний
вид дома не имеет никакого значения для хозяев. Мебель здесь совершенно
случайная, чистота сомнительная. Кошки и собаки играют прямо на кроватях с
детьми поэтессы. На стене прикноплена немного скрючившаяся фотография - это
двое очень близких друзей: Булат Окуджава в черном костюме и его жена с
начесом и в короткой юбке. Как говорит Булат: "Это когда мы были старыми, в
шестидесятом!" Булатик, как мы между собой его называем, - твой "первый в
связке". Он первым нарвался на неприятности автора-композитора и
исполнителя, профессии, которая не являлась таковой в СССР. Он был одним из
немногих, кто всегда тебя поддерживал и защищал.
Когда мы не находим Беллу, старая бабка, которая сидит с детьми,
импровизирует обед из того немногого, что у нее есть. Мы едим все вместе -
дети и взрослые, кошки и собаки. Получается очень вкусно. Если Белла дома,
все затихает и лишь только слушает. Звучит ее неподражаемый голос, бледное
трагическое лицо поднято к небу, шея напряжена, вены как будто готовы
лопнуть - это и боль, и гнев, и любовь. Выпив немного вина, она разражается
веселым и свежим смехом, и время, остановленное на какой-то момент ее
талантом, потекло вновь. Мы прощаемся и спускаемся к реке. Ты берешь меня за
плечи, и мы долго сидим лицом к закату. В завитках реки отражается розовое
небо, вечерние звуки распространяются в чистом воздухе, ты ищешь мою руку.
Это - покой.
В конце длинной равнины, у самого горизонта, прямо перед нами маячит
граница. Я тайком наблюдаю за тобой, ты сидишь очень прямо, не прислоняясь к
спинке сиденья, и немигающими глазами смотришь вперед. Только ходят желваки
и побелели пальцы сцепленных рук. От самой Москвы мы ехали очень быстро.
Разговор становился все более увлеченным и по мере нашего продвижения на
Запад переходил в монолог. А теперь и ты замолчал. Я тоже сильно волнуюсь. У
меня в голове прокручиваются всевозможные сценарии: тебя не выпускают,
задерживают или даже запирают на замок прямо на границе, и я уже воображаю
себе мои действия - я возвращаюсь в Москву, нет, во Францию, нет, я остаюсь
возле тюрьмы и объявляю голодовку - чего только я себе не напридумывала! Мы
курим сигарету за сигаретой, в машине нечем дышать. Наконец, пройдены
последние километры. Я сбрасываю скорость, мы приехали. Я вынимаю из сумочки
паспорт, страховку, документы на машину и отдаю все это тебе. Ты сильно
сжимаешь мне руку, и вот мы уже останавливаемся возле пограничника. Этот
очень молодой человек делает нам знак подождать и исчезает в каком-то
здании, где контражуром снуют фигуры. Мы смотрим друг на друга, я стараюсь
улыбнуться, но у меня что-то заклинивает. Молодой человек машет нам с
крыльца, я подъезжаю к зданию, резко скрежетнув тормозами. Мы оба очень
бледны. Я не успеваю выключить двигатель, как вдруг со всех сторон к нам
кидаются таможенники, буфетчицы, солдаты и официантки баров. Последним
подходит командир поста. Вокруг - улыбающиеся лица, к тебе уже вернулся
румянец, ты знакомишься с людьми и знакомишь меня. И тут же пишешь автографы
на военных билетах, на ресторанном меню, на паспортах или прямо на
ладонях... Через несколько минут мы оказываемся в здании, нам возвращают уже
проштемпелеванные паспорта, нас угощают чаем, говорят все наперебой. Потом
все по очереди фотографируются рядом с нами перед машиной. Это похоже на
большой семейный праздник. Повеселев, мы едем дальше. И еще долго видно в
|
|