|
люблю тебя не меньше, чем моя бабушка любила своего взбалмошного супруга,
потому что ярость моя быстро спадает, и я легко прощаю. Ты чувствуешь, что
виноват, и обещаешь, что такого никогда больше не повторится. И, напустив на
себя побольше серьезности, я выговариваю тебе за то, что ты не подарил мне
как минимум по хорошей жемчужине за каждое свое художество.
Это было бы, наверное, очень красиво - жемчужная нитка до пупа...
Ты едешь на машине в Армению с Давидом - приятелем, который там
родился. Ни у одного из вас нет водительских прав, и едете вы, естественно,
с запасом коньяка в багажнике. Армения - это суровая красота горных пейзажей
и чистота фресок, украшающих древние монастыри...
При выезде из Москвы все трагично. Мы только что в энный раз
расстались, ты ушел из театра после страшного скандала с Любимовым. К тому
же, плохо вписавшись в поворот, вы несколько раз переворачиваетесь через
крышу и остаетесь невредимыми лишь потому, что, как ты говоришь, бог пьяных
любит. Немного собравшись с силами и заменив бутылки, разбитые во время
невольного каскада, вы снова трогаетесь в путь. Мишель - жена Давида,
которой, кстати, принадлежит машина, - уже не знает, каким святым молиться.
Я в это время еду в Париж и узник) подробности эпопеи лишь значительно
позже.
Как только попадается первый монастырь, ты неловко пытаешься
перекреститься. В третьем монастыре, уже после четвертой бутылки коньяка,
Давид с трудом удерживается от хохота: ты стоишь на коленях, в глазах -
слезы, ты громко объясняешься с высокими ликами святых, изображенных на
стенах. Накаленный до предела величественными пейзажами, красотой
архитектуры и огромным количеством выпитого вина, ты на четвереньках
вползаешь в церковь. Ты издаешь непонятные звуки, бьешься головой о каменные
плиты пола. Спьяну ты ударился в религию. Потом вдруг, устав от такого
количества разных переживаний, ты засыпаешь как убитый, распластавшись на
полу.
Это единственный раз на моей памяти, когда твое критическое отношение к
театральности православной церкви тебе изменяет. Позже, рассказывая мне эту
историю, ты заключаешь:
- Заставь дурака богу молиться - он и лоб расшибет.
У тебя два сына от второго брака - Аркадий и Никита. Когда я с ними
знакомлюсь, им примерно шесть и семь лет. Я удивлена твоим резким нежеланием
говорить о них. Я прошу тебя познакомить нас, но ты говоришь, что твоя
бывшая жена не хочет, чтобы ее дети встречались с иностранкой, да и ваши
отношения натянуты. Я чувствую, что здесь потребуется много терпения. Мне бы
очень хотелось иметь возможность общаться с твоими сыновьями - я вижу, что
ты и сам мучаешься от всего этого. И потом, мои трое мальчиков приезжают к
нам на каникулы, ты их очень любишь, но жалеешь, наверное, что твои
собственные дети не с нами.
Мой младший сын, которого тоже зовут Владимир, с первых же минут
знакомства загорается пламенной дружбой к тебе. Он, как маленький зверек,
все время жмется к твоим ногам, рассказывает тебе бесконечные истории на
языке, понятном только вам двоим, постоянно повторяет твое имя: Володя,
Володя. Однажды, как раз накануне приезда в Москву, он сломал руку, и мы
ведем его к врачу, потому что он жалуется на сильные боли. Оказывается,
спицы, вставленные в кость мясником-хирургом, внесли заражение. Значит, надо
положить его в больницу. Нам жалко на него смотреть, потому что, не говоря
по-русски, он совершенно теряется среди детей в палате. Ты договариваешься с
хирургом, чтобы его положили отдельно. Таким образом, мы можем посменно
дежурить возле него. Взамен ты даешь небольшой концерт для медсестер, врачей
и всех больных детей. Владимир гордится тобой, и его пребывание в больнице
становится приятным до такой степени, что однажды, оставив его в слезах, мы
буквально через несколько минут видим, как он организует футбольный матч в
коридоре, бьет ногой по резиновым игрушкам, возбуждая оперированных малышей,
которые прямо с капельницами вылезают из палат посмотреть, - одним словом,
устраивает полную неразбериху на этаже, где отныне ему все позволено.
Твои отношения с двумя другими моими сыновьями, Игорем и Петей, походят
скорее на сообщничество. Самый красноречивый эпизод происходит однажды,
когда, вернувшись домой, чтобы переодеться для вечера, я нахожу своих
мальчиков очень занятыми импровизацией ужина, который должен был приготовить
им ты, - в то время мы живем одни, твоя мать в отпуске на море.
Они говорят мне, что ты ненадолго отлучился, по подъедешь попозже.
Тогда я беру такси, потому что машина у тебя - "Рено-16", которую я привезла
из Парижа и на которой ты научился водить, - и отправляюсь на званый вечер
одна. Ты приезжаешь гораздо позже, в бледно-желтом свитере, с мокрыми
волосами и чересчур беспечным видом. Заинтригованная, я спрашиваю тебя, где
ты был. Ты говоришь, что объяснишь потом. Я не настаиваю. Вечер проходит,
симпатичный и теплый, но ты отказываешься петь, ссылаясь на хрипоту, чего я
раньше никогда за тобой не замечала... Я буквально теряюсь в догадках. Мы
выходим, и, когда наконец остаемся одни, ты рассказываешь, что из-за
какого-то наглого автобуса потерял управление машиной, вылетел через
ветровое стекло, вернулся домой в крови, мои сыновья заставили тебя пойти к
врачу, машина стоит в переулке за домом немного помятая, но что касается
тебя - все в полном порядке! И чтобы успокоить меня, ты быстро отбиваешь на
тротуаре чечетку.
|
|