|
терпишь ни рисунка, ни картины, ни даже тени на стене перед собой. В каждой
из наших квартир рабочий стол ставится к стене, и ты сипишь спиной к окну,
предпочтительно - в маленьком углу, отгороженном с помощью шкафа,
поставленного поперек, или этажерки, которая служит ширмой. И всегда -
гладкое, белое и пустое пространство перед глазами.
Из двадцати четырех часов слишком коротких для тебя суток три-четыре
часа ты проводишь за рабочим столом. Особенно ночью. Когда в нашем
распоряжении только одна комната, я пристраиваюсь сбоку на кровати. Позже, в
нашей большой квартире, я жду на диване твоего кабинета, чтобы ты прочел мне
написанные только что стихи, и иногда засыпаю. И вот в тишине ночи ты
ласково гладишь меня по щеке, чтобы разбудить. У тебя покраснели глаза и от
выкуренных сигарет немного сел голос. Ты читаешь мне стихи - и это одна из
самых полных минут нашей жизни, сопричастность, глубокое единение. Это твой
высший дар мне. Когда я спрашиваю, откуда это, что вызывает в тебе
настоятельную потребность написать на бумаге слова в точно определенном
порядке, иногда без единого исправления, - ты не можешь ответить. Видно,
тебе и самому это не особенно понятно: "Так выходит - вот и все". И
добавляешь: "Иногда это трудно, знаешь..."
Часами ты куришь, раздраженно бросаешь скомканные шарики бумаги в
корзину, литрами пьешь обжигающий чай, пощипываешь струны' гитары в поисках
новых аккордов, а потом сидишь неподвижно, будто зачарованный белым сиянием
лампы. Вдруг раздаются самые ужасные ругательства и смех - готово, ты нашел!
Иногда стоит найти лишь одну строфу - и все складывается и связывается
воедино, и на рассвете, когда комната окрашивается цветом зари и я
просыпаюсь, дрожа оттого, что не выспалась, ты читаешь мне, торжествуя,
результаты ночной работы. Иногда мелодия влечет за собой слово. Тогда мы не
спим, потому что ты беспрерывно наигрываешь один и тот же мотив, упорно
повторяя слова до тех пор, пока они не подладятся друг к другу и не станут
песней. Как чувствительная пленка, ты записываешь эмоции, накапливаешь
высказывания. Ты питаешь свое вдохновение пережитыми событиями, ничего не
оставляя в стороне. Любая тема вызывает в один прекрасный день
стихотворение: война, спорт, лагеря, болезнь, любовь, смерть... Ты
считаешься мастером в подражании блатным песням. Воры, шпана, бичи уверены,
что ты сам долго сидел. Некоторые из твоих песен, написанные в
пятидесятые-шестидесятые годы, составляют часть лагерного фольклора, и
старики говорят, что помнят эти песни, что они написаны задолго до
революции. Тебя это смешит, но в то же время наполняет гордостью. Моряки и
летчики знают наизусть многие твои песни - страшную "Спасите наши души!" или
потрясающий монолог истребителя в воздушном бою. Ты получаешь тысячи писем,
хранишь свидетельства мужчин и женщин, которым твои песни помогли в
трагические минуты. Я их читала. Тебе пишут подводники, оказавшиеся однажды
взаперти в стальном гробу, альпинисты, заблудившиеся в бурю, водители
грузовиков, потерявшие дорогу в степи, космонавты, которых поддерживали в
звездной пустоте твои шуточные песни, молодые преступники, к которым
возвращалась после тяжелого наказания способность жить, женщины,
разучившиеся было смеяться под тяжестью горя и забот, старики, благодарящие
тебя за то, что ты так хорошо почтил память их товарищей, павших за Родину,
начинающие артисты, берущие тебя в пример и клянущиеся работать изо всех
сил. И еще - солдаты из контингента, воюющего на границе с Китаем, или те,
кто вернулся после "нормализаторской миссии" из Чехословакии, или просто
призванные на три года - их искренность и смятение вызывают у тебя слезы.
Эти письма оправдали задним числом твои предшествующие песни. Ты говорил,
что они будут лучшим адвокатом в процессе, который беспрерывно возбуждают
против тебя твои цензоры. Но письма исчезли, потому что показались кому-то
слишком скандальными.
Ты писал мне в семидесятом году: "Я позвонил матери, оказалось, что
сегодня она ночевала у одной из моих знакомых с радио. Могу представить себе
их разговор!... Идея все та же, чтобы люди знали, "какая она исключительная
мать" и т.д. Она могла пойти как минимум в- пять мест - к родственникам, но
она пошла к моим "друзьям", бог с ней!... Я сегодня злюсь, потому что к тому
же она снова рылась в моих бумагах и читала их".
Исчезли также около полутора тысяч моих писем, которые, безусловно,
грешили преувеличенной влюбленной восторженностью, так же как и сотни
телеграмм - голубых бабочек нашей жизни, летевших к тебе со всех концов
света, чтобы поддержать, успокоить, рассказать тебе о моей любви. К счастью,
остались твои песни. В них сохранятся эти сокровища.
Иногда ты просыпаешься, шепча бессвязные слова, встаешь с постели, и я
вижу, как ты стоишь раздетый, переминаясь с ноги на ногу на холодном полу,
вырисовываясь в бледном проеме окна, словно одноногая цапля. Ты долго
остаешься в такой позе, пишешь на всем, что тебе попадает под руку, потом
холодный как ледышка ныряешь под одеяло, а утром мы вместе разбираем
скачущие строчки. А бывает, что ты, кажется, задремал, но по тому, как ты
ворочаешься с боку на бок, я понимаю, что сейчас ты начнешь говорить. Ты
лежишь с закрытыми глазами и едва успеваешь скороговоркой описывать все, что
мелькает в твоем воображении, - цветные картины с шумами, запахами и
множеством персонажей, характер и внешность которых тебе удается передать в
нескольких словах. Мы называем это "снами наяву". Обычно они предшествуют
большому стихотворению, в котором почти всегда речь идет о России. "Кони
привередливые", "Купола", "Дом", "Как но Волге-матушке" были написаны под
впечатлением таких видений.
|
|