|
а английское гражданство, не
считала себя англичанкой.
В беседе с Бобом Монкхаусом, когда она еще играла в обреченном на провал ревю
«Пикантный соус», Одри заметила: «Я наполовину ирландка, наполовину голландка,
а родилась в Бельгии. Если бы я была собакой, то во мне было бы намешано
чертовски много разных пород». «Наполовину ирландка» – это указание на место
рождения ее отца. В то время, когда родился Джозеф Хепберн-Растон в 1880-е годы,
Ирландия еще не получила независимости и была частью Великобритании. Принимая
во внимание то жесткое обращение, которому подвергался отец Одри от британских
властей на протяжении почти всей войны, о чем Одри, по-видимому, уже было
известно, можно понять и то, почему его дочь связывает себя с Ирландией, а не с
Англией. Республика Ирландия, кроме того, была той страной, куда Хепберн-Растон
переехал сразу же после освобождения из английской тюрьмы. Чем он там занимался
и где он там жил – всего этого Одри, скорее всего, не знала. Нет сведений о том,
что он пытался возобновить отношения со своей прежней женой Эллой ван Хеемстра
или хотя бы с дочерью, которая очень скоро сделает, по крайней мере, половину
его имени всемирно известной. Настанет день, и Одри обо всем узнает, но до
этого дня было еще очень далеко.
А пока ей предлагали эпизодические роли во многих фильмах. Почувствовав на
себе всю ненадежность работы на сцене, она благодарила судьбу за это. Гуджи
Уизерс, сама наполовину голландка, актриса с прочной репутацией, посмотрела
один из показов «Пикантного соуса» – и ведущее театральное агентство Линнета и
Данфи заинтересовалось Одри. Результатом этого стала роль в фильме «Одна ошибка
юности», в весьма скромно «шаловливом» фарсе, который, тем не менее,
пуританской английской киноцензуре тогда показался вопиюще разнузданным. Сцены
с участием Одри, короткие сами по себе, стали еще короче после того, как их
коснулась неумолимая длань цензора, руководимая добродетелью.
И все-таки Одри не порывала нитей, которые связывали ее со сценой. Сесиль
Лэндо, питая надежды взять реванш за провал «Пикантного соуса», собирал номера
и скетчи, готовя «вариант для кабаре» из неудавшегося шоу. Он задумал
отправиться с ним в гастрольное турне в конце лета 1950 года. Он даже сохранил
роль для возлюбленного Одри Марселя Ле Бона. Роман с Ле Боном и предстоящие
гастроли заставили ее отказаться от главной роли в фильме «Смех в раю». И вновь
мы замечаем странную связь с прошлым: режиссер-постановщик фильма,
англо-итальянец по происхождению, Марио Дзампи, был среди интернированных лиц
на острове Мэн вместе с Хепберн-Растоном. Пребывание Дзампи за колючей
проволокой оказалось непродолжительным: его бросили туда как итальянца, то есть
возможного пособника врага, имеющего родственников в фашистской Италии.
Намеченное турне Лэндо провалилось. Марсель Ле Бон возвратился в Париж, а Одри
пошла к Дзампи просить ту роль, от которой столь опрометчиво отказалась.
Режиссер пребывал в унынии: он видел ее в «Пикантном соусе» и понимал, что его
комедия о наследниках, пытающихся выполнить условия завещания, идеальный
материал для Одри с ее изысканным чувством юмора. Но было уже слишком поздно:
на главную роль нашли актрису. Но внезапно лицо Дзампи засияло: в фильме есть
еще одна роль, которую он мог бы предложить Одри. Она ему настолько нравилась,
что он готов был вдвое увеличить ее экранное время. Речь шла о роли продавщицы
сигарет. В фильме она занимала всего двадцать секунд. О молодой актрисе не
упомянула ни одна статья, посвященная «Смеху в раю». И только Дзампи произнес
пророческие слова: «Настанет день, и она будет звездой». Эту его фразу
цитировал еженедельник «Синема» в январе 1951 года.
Следующим ее шагом в кино стал фильм «Рассказ юных жен», ходульная и довольно
плоская комедия, сюжет которой разворачивался в послевоенной Британии. Одри
играла роль незамужней девушки, живущей в доме вместе с двумя семейными парами.
К великой досаде Одри, «Рассказ юных жен» вышел на экраны США после того, как
она стала знаменитой. «Эта хорошенькая Одри Хепберн» – такой тактичной фразой
критики попытались предать ее забвению.
Другие роли, к счастью, прошли мимо нее. Среди них была и заглавная роль в
фильме «Леди Годива вновь на коне»: девушка побеждает на конкурсе красоты,
девушка становится популярной, девушка заканчивает свою карьеру, сделавшись
звездой стриптиза – «находка» для Одри Хепберн! Ее преподавателю дикции Феликсу
Эйлмеру поручили найти ее и устроить пробу для роли «Камо грядеши», в фильме,
который студия «МГМ» снимала в Риме: но роль досталась Деборе Керр. Постановщик
фильма Мер-вин Лерой позднее с крайней неохотой делился воспоминаниями о том,
как и почему он отверг кандидатуру Одри Хепберн. «У нее тогда не было никакого
опыта», – заявлял он. На эти его слова Уильям Гайлер однажды заметил: "У нее
его не стало больше и тогда, когда мы ее начинали снимать в «Римских каникулах».
Те, кто выбирал актеров на роли в кино, прекрасно понимали, что Одри способна
на многое. Ей не хватало только свободного времени. В начале 1951 года она
сыграла эпизодическую роль – съемка заняла всего один день – в «Людях с
лавандового холма». Это была опять продавщица сигарет. Она кокетничает с Алеком
Гиннесом («А не хотите ли сигаретку?») в приличном заграничном ресторане и
тайком получает от него «чаевые» за определенные услуги.
И только к концу фильма выясняется, что Гиннес, похититель крупного слитка
золота, – в наручниках, а то, что вначале казалось «рестораном», на самом деле
зал в аэропорту, где герой ожидает своей д
|
|