Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары людей искусства :: Кэтрин Дюпре - Джон Голсуорси
<<-[Весь Текст]
Страница: из 113
 <<-
 
некоторыми из них Голсуорси согласился, и уже позже, после постановки пьесы, он 
смог написать Гарнету: «Я заметил, что две фразы, которые Вы мне предложили для 
«Серебряной коробки», вызывают в зале наибольший смех».
 В своей драматургии Голсуорси более дидактичен, чем в романах. В «Серебряной 
коробке», как и в последующих пьесах «Схватка», «Правосудие», «Толпа» и «Без 
перчаток», идеи автора провозглашаются открыто и громко. Поэтому создавалась 
опасность, что пьесы будут больше похожи на проповедь, чем на развлечение. Это 
заметил Гарнет, хотя он слишком хорошо знал своего друга, чтобы понимать, что 
назидательность является составной частью его характера. «Пятая картина хороша 
и правильно сделана технически, но, по моему мнению, она не совсем 
соответствует главной идее в целом. Да и сама главная идея мне не совсем 
нравится – по-Вашему, для богатых существуют одни законы, а для бедных – 
другие». Но эта идея была «ведущей» идеей всей пьесы. Голсуорси имел опыт 
работы в суде. Он был убежден в своей правоте и намеревался любой ценой 
доказать свою точку зрения.
 В основе сюжета пьесы лежит история кражи серебряной сигаретницы из дома Джона 
Бартвика, члена парламента. Украл сигаретницу Джонс – муж приходящей 
домработницы Бартвиков. В состоянии опьянения Джонс следует за Джеком, сыном 
Бартвиков, к ним в дом, выпивает с Джеком еще и уносит сигаретницу и кошелек 
женщины, с которой только что расстался Джек, «ради смеха» вытащивший кошелек 
из ее сумки. На следующее утро является женщина с требованием вернуть ее деньги,
 и родители Джека узнают о скандальном поведении их сына. У миссис Бартвик 
ужасный характер; она изображена очень активной, но ее образ слишком условен, 
чтобы быть убедительным. Эдвард Гарнет считает, что ей зритель верит меньше 
всего, и Голсуорси вынужден защищать ее от критики: «Что касается миссис 
Бартвик, Вам этот тип женщин просто незнаком, хотя он очень распространен в 
семьях, принадлежащих к средней и крупной буржуазии, – этакая «серая мышка» с 
железной волей. Очень упрямые женщины. Вы встречаете их десятками в магазинах 
Хэррода, а я могу просто познакомить Вас с некоторыми из них. Они мужественны и 
не идут на компромиссы». Кульминацией пьесы является судебное заседание. Джеку, 
благодаря влиятельности родителей, удается избежать суда, в то время как 
несчастного Джонса, у которого нет могущественных друзей, приговаривают за 
кражу к тюремному заключению. Его последними словами являются следующие: «И это 
– правосудие?! А с ним как же? Он напился! Он взял кошелек... он взял кошелек, 
но... он вышел сухим из воды – денежки выручили... Правосудие!»
 Премьера состоялась на дневном спектакле 25 сентября 1906 года. «Во вторник 
произошло великое событие – состоялась премьера пьесы Джона. Публика была 
заинтересована и отзывы великолепные», – писала Ада Моттрэму.
 Успех драматического произведения или книги зависит не только от 
художественных достоинств, но и от времени их выхода в свет. Голсуорси выбрал 
для «Серебряной коробки» очень удачный момент, это была та пьеса, которой ждала 
публика. Именно такое произведение искала новая антреприза Ведренна – Баркера 
для дневных спектаклей в «Корт-тиэтр» [54] .
 Биограф Грэнвилла-Баркера К. Б. Пэрдом считает, «что ни одна театральная 
труппа этого столетия не оставила столь глубокий отпечаток в театральной 
истории Лондона, как экспериментальная труппа Ведренна – Баркера в королевском 
«Корт-тиэтр». Гренвилл-Баркер, молодой актер, идеалист, пытался создать театр, 
свободный от коммерческого подхода, театр идей, который будет ставить пьесы, 
подобные пьесам Ибсена и Гауптмана, с которыми уже познакомились зрители 
континента (рецензенты сравнивали «Серебряную коробку» с пьесой «Бобровая шуба» 
Гауптмана [55] ). Он нашел поддержку в лице Дж. X. Ли, богатого актера-любителя,
 который к тому моменту арендовал королевский «Корт-тиэтр», и вместе с 
режиссером театра Дж. Е. Ведренном сумел в апреле 1904 года поставить «Кандиду» 
Бернарда Шоу. Эта пьеса была как поток свежего воздуха, пробившегося сквозь 
запыленные занавесы и душную атмосферу лондонских театров, а постановка в 
сентябре 1906 года «Серебряной коробки» сразу как бы поставила имя Голсуорси 
рядом с именем Шоу – драматурга нового театра идей. Критикам импонировал 
реализм пьес Шоу и то, что в них ставились социальные проблемы, особенно 
касавшиеся «низших слоев». Правда, некоторые рецензенты сетовали на то, что в 
его пьесах нет темы любви и ревности («Уикли Диспатч»)!
 Рецензируя «Серебряную коробку», «Уорлд» довольно пространно рассуждает о 
недостатках современного театра:
 «Главным недостатком английского театра, с точки зрения вдумчивого театрала, 
является его обособленность от современной интеллектуальной жизни... 
Непростительным прегрешением драматурга является невнятное бормотание о 
наскучивших трюизмах вместо распространения новых идей. Вызов, брошенный со 
сцены, требует немедленного ответа, и драма, неся на себе отпечаток вековых 
духовных устремлений, в сегодняшнем ее виде представляется пытливому уму 
плоской, как болотистая местность, мертвой, как вчерашнее шампанское.
 До появления Бернарда Шоу английский театр практически не отражал веяний 
нового духа... Казалось, что драматурги живут в своем особом мире, недоступном 
для свежих идей.
 У автора «Серебряной коробки» мистера Джона Голсуорси новые идеи проявляются 
во всем. В его пьесе содержится острая критика тех принципов, которые до сих 
пор регулируют отношения между имущими и обездоленными сословиями».
 Газета «Дейли Телеграф» приветствует появление нового драматурга еще более 
патетически, вместе с тем предупреждая зрителей, что особого веселья пьеса 
Голсуорси у них не вызовет.
 «Сегодня днем по сцене «Корт-тиэтр» шествовал суровый, изможденный, мрачный и 
неприглядный реализм, выведя на всеобщее обозрение группу скорбных персонажей. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 113
 <<-