Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары людей искусства :: Кэтрин Дюпре - Джон Голсуорси
<<-[Весь Текст]
Страница: из 113
 <<-
 
зеркале, заметить, как осмеяны его безумие и несправедливость, но это заставит 
его лишь пожать плечами и не поведет ни к каким изменениям.
 «Собственник» имел большой успех, это был первый факел, зажженный во тьме. 
«Остров фарисеев»провозгласил определенные идеи, но как произведение искусства 
он стоял очень невысоко. Форсайты же были живыми людьми; они существовали в 
своем мире, они были убедительны. В то же время это были аллегорические 
персонажи, как и герои Джона Беньяна [52] или Диккенса, они делились на людей 
света и тьмы.
 Как часто повторял Голсуорси, ведущим его методом был «метод отрицания»; он 
вновь говорит об этом в письме к Лилиан: «Я всегда занимаю позицию отрицателя, 
разрушителя. Мне нестерпима сама идея безупречного героя, она мне кажется такой 
банальной, пошлой, а главное – явно нефилософской». Таким является Сомс, 
«собственник», утесом возвышающийся над остальными героями романа. Его 
стяжательство, желание обладать раскрыты во всей их уродливой силе, и в то же 
время он вызывает сострадание. Мы разделяем его отчаяние, когда он стучится в 
дверь спальни Ирэн. «Его голод могла утолить только жена, неумолимая, 
испуганная, спрятавшаяся от него в запертой комнате. Другие женщины ему не 
нужны». Образ молодого Джолиона – человека хорошего – по сравнению с ним очень 
невыразителен. На этом этапе, как писал Голсуорси Гарнету, ему уготована роль 
«комментатора» всей трилогии, и в первой книге она последовательно выражена.
 Настоящий «герой» «Собственника» представляет собой сложный организм: это само 
семейство, клан Форсайтов, похожий на огромного спрута, каждый член которого 
является частью единого целого, каждое щупальце которого наделено общими 
чертами и питается одной кровью. Даже добросердечный Джолион, который 
приходится Сомсу кузеном, обладает чувством собственничества, которое он в себе 
презирает, а Флер – представительница третьего поколения – готова все положить 
на алтарь этого чувства.
 Книга открывается величественным описанием семейного торжества у старого 
Джолиона по поводу помолвки Джун, дочери молодого Джолиона от первого брака, с 
архитектором Босини. Голсуорси намеренно выдвигает семью на первый план, 
подчеркивая таким образом важность этой темы. Более того, он прослеживает ее 
историю от девонширских йоменов до отца нынешнего поколения «гордого Доссета», 
который прибыл в Лондон, чтобы нажить состояние и оставить своим наследникам 
собственность и богатство.
 «Тем, кто удостаивался приглашения на семейные торжества Форсайтов, являлось 
очаровательное и поучительное зрелище: представленная во всем блеске семья, 
принадлежащая к верхушке английской буржуазии... Этому наблюдателю 
представлялась возможность прозреть туманные пути развития общества, уяснить 
себе кое-что о патриархальном быте, о передвижениях первобытных орд, о величии 
и падении народов. Он уподоблялся тому, кто, следя за ростом молодого деревца, 
живучесть и обособленное положение которого помогли ему уцелеть там, где 
погибли сотни других растений, менее стойких, менее сильных и выносливых, в 
один прекрасный день видит его в самый разгар цветения, покрытым густой сочной 
листвой и почти отталкивающим в своей пышности.
 Пятнадцатого июня 1886 года случайный наблюдатель, попавший около четырех 
часов дня в дом старого Джолиона Форсайта на Стэнхоп-гейт, мог увидеть лучшую 
пору жизни Форсайтов – пору их цветения».
 В этой сцене, открывающей роман, точно определены время и место действия. 
Голсуорси вводит нас в самое сердце семьи, знакомит с ее особенностями. Здесь 
находятся главные герои романа – Ирэн, Сомс и Босини, но их проблемы кажутся 
эфемерными по сравнению с делами всей семьи. Они как актеры на сцене – 
отыгрывают свою скоротечную жизнь, любовь и ненависть, но в итоге, когда они 
умолкнут, останется семья, которая сильнее их.
 История жизни Ирэн – это, конечно же, история жизни и самой Ады. Голсуорси 
признает это в письме к Лилиан, хотя он и наивно полагает, что Аду никто не 
узнает, кроме членов семьи, которым известны подробности, ведь он «изменил цвет 
ее волос». Сама Ада полностью отождествляла себя с Ирэн, о чем свидетельствует 
ее письмо, написанное много лет спустя Рудольфу и Ви Саутер: «Вчера здесь была 
Розали, она известила нас о смерти «Сомса» (майора Голсуорси). Она сказала, что 
за два дня до его смерти к нему пришел приходский священник, чтобы отпустить 
грехи. Но майор сказал: «Не нужно. А похороны назначьте на три часа». Остроумен 
до последнего вздоха». Нельзя не признать, что через столько лет майор не 
казался ей таким скучным, как в период недолгой совместной жизни.
 «Собственник» – это история борьбы Ирэн за то, чтобы освободиться от уз 
несчастного брака с Сомсом Форсайтом, и попыток Сомса удержать ее. Он считает, 
что Ирэн полностью принадлежит ему, часть его собственности, и, чтобы доставить 
ей удовольствие, задумывает и строит роскошный дом – Робин-Хилл, – для чего 
нанимает архитектора Босини. Тот, будучи уже помолвленным с дочерью молодого 
Джолиона Джун, влюбляется в Ирэн, покоренный ее неотразимой прелестью. 
Кончается роман трагедией: Босини, обезумевший из-за того, что Сомс силой 
овладел Ирэн, в густом тумане попадает под экипаж и гибнет.
 Таков вкратце сюжет этой книги, но главной ее идеей является борьба Голсуорси 
с той жизненной философией, которую он называет «форсайтизмом». Молодой Джолион,
 «комментатор», предупреждает Босини об опасностях борьбы с Форсайтами и их 
собственностью:
 «– Форсайт, – ответил молодой Джолион, – не такое уж редкостное животное. Наш 
клуб насчитывает их сотнями. Сотни Форсайтов ходят по улицам; их встречаешь на 
каждом шагу.
 – А разрешите поинтересоваться, как их распознают? – спросил Босини.
 – По их чувству собственности. Форсайт смотрит на вещи с практической – я бы 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 113
 <<-