|
продвигалась с большим трудом и он постоянно испытывал финансовые затруднения.
Письма его полны горести: «Я не очень счастлив – мне стало трудно писать. Либо
я совсем износился, либо стал идиотом». «Как мне помогает то, что такой человек,
как Вы, всегда со мной!»
Должно быть, Голсуорси всегда осознавал разницу в характерах и происхождении
между собой и теми писателями, с которыми он теперь сблизился. Он был воспитан
как истинный английский джентльмен; его научили быть сдержанным и умеренным в
поведении и, главное, ни в коем случае не давать волю чувствам. Он имел также
то, чего не имело большинство его новых друзей, – материальную обеспеченность:
у него были средства, чтобы вести соответствующий образ жизни, содержать уютный
дом, а при желании путешествовать. Более того, он был относительно независим от
издателей и даже, как в случае с книгой «Под четырьмя ветрами», мог
финансировать публикацию своих книг. Можно возразить, что такая устроенность в
те времена имела и негативные стороны, что без трудностей и финансовых забот,
которые часто портили настроение Конраду или Форду, жизнь казалась слишком
легкой и спокойной. Что талант художника расцветает в нужде, а если ему не с
чем бороться, он блекнет. Но в те годы у Голсуорси были свои заботы – его
тайная жизнь с Адой, и это дало материал для лучших его произведений.
Через Конрада Голсуорси познакомился с чрезвычайно эксцентричным Фордом
Медоксом Фордом, который жил иногда в Пенте близ Олдингтона. (В сентябре 1898
года этот дом снял Конрад, а Форд с женой переехали в деревенский коттедж.)
«Хьюффер (Форд) влюбился в книгу «Под четырьмя ветрами», – писал Конрад
Голсуорси; после этой книги Форд следил за творчеством Голсуорси с большим
интересом. Он писал о рассказе «Спасение Форсайта»: «Это самая прекрасная вещь
из написанных Вами». В своих мемуарах Форд описывает, как, будучи в гостях у
Конрада в Пенте, он познакомился с Голсуорси: «Я приготовился к чему-то
необыкновенному, заметив, с каким сияющим лицом Конрад сообщил: «Джек
спрашивает, можно ли ему прийти».
Я правил резвой кобылой. Он (Голсуорси) ухватился сбоку за экипаж, но не сел в
него, а сказал, что хочет немного поразмяться...
Я стегнул кобылу. Это было очень хорошее животное, старое, но в его жилах
текла кровь настоящего арабского скакуна. Я думал, что увижу этого парня лишь
через четверть часа, когда подъеду обратно к дому... Но он был рядом – бежал,
держась за коляску, с невозмутимым спокойствием. И пока мы ехали по Пикадилли,
он беседовал со мной... о глинистых землях вокруг Пента, которые переходят в
известняковые холмы; о том, откуда берутся молодые куропатки; о Шелби Лаундсе,
бесстрашном хозяине гончих в Восточном Кенте, который когда-то разводил собак в
Кливленде. Англичане должны знать все эти вещи, иначе им не о чем будет болтать.
Таким образом он пробежал милю с четвертью. Я чувствовал себя как Мопассан,
когда перед его каноэ в Средиземном море вынырнула голова Суинберна [44] и поэт
поплыл к берегу рядом с лодкой, весело рассуждая об Анакреоне [45] «.
Этот анекдот напоминает, что на первых порах Голсуорси, хотя и несколько иначе,
был столь же странен для своих новых друзей, как и они для него.
В Лондоне (Форд вернулся туда в 1903 году) у них происходили импровизированные
«полухолостяцкие» встречи. Голсуорси приглашал своих друзей к завтраку: «Завтра
я буду завтракать с Голсуорси (представь, как рано мне придется встать)», –
писал Форд Элси в феврале 1903 года и далее описывал квартиру в Обри-Уок:
«Двери и окна были всегда открыты, и солнечный свет лился на посвистывающий
серебряный чайник, шипящие на серебряных блюдах кушанья, красный кафель на полу,
яркие ковры и яркие ширмы. И мы разговаривали до тех пор, пока для меня не
наставало время возвращаться в мои окрашенные акварельными красками стены к
бесконечному писательскому труду». По-видимому, и Голсуорси тоже посещал Форда,
так как он писал, когда в апреле следующего года Форд уехал из Лондона: «Я буду
очень скучать по Вас – как было хорошо, когда можно было запросто «заскочить» к
Вам».
Вероятно, в те годы на Кемпден-Хилл царила та особая атмосфера, какая бывает в
богемной среде; по плану города видно, как близко друг к другу стояли дома
членов этого маленького кружка. Мы уже знаем, что квартира Ады и дом супругов
Саутер были расположены в нескольких минутах ходьбы от холостяцкой квартиры
Голсуорси в Обри-Уок, Форд жил еще ближе – по его словам, прямо напротив
водоема в Эрли-Гарденз; недалеко оттуда – на Гордон-Плейс, 17, устроились и
Конрады. Вот так они все вместе и жили почти в буквальном смысле этого слова:
Форд жалуется, что Конрад писал «Ностромо» в его кабинете, так что они почти
соавторы этой книги.
Позже Форд поселился на Холланд-Парк-авеню, 84, где расположилась
штаб-квартира журнала «Инглиш Ревью». Здесь же, на Кемпден-Хилл-роуд, 80,
находился Саут-Лодж – дом несчастной Вайолет Хант [46] . Интересно, что на
обеде у Голсуорси 21 марта 1907 года Вайолет Хант и Форд Медокс Форд
встретились впервые после долгих лет разлуки (они были знакомы в детстве), и
эта встреча положила начало одному из самых фантастических романов в истории
литературы.
Глава 12
«ОСТРОВ ФАРИСЕЕВ»
Таково было окружение Голсуорси в годы, когда он создавал свои самые смелые и
|
|