|
из-за связи с Адой большинство представителей его класса не могли принимать
Джона у себя или относиться к нему с должным уважением: Моттрэм вспоминает, как
однажды, когда Голсуорси взял его с собой в свой клуб «Юниор Карлтон» [43] ,
один из молодых членов клуба сделал вид, что не заметил Джона. Позже писатель
почувствовал, что ему не следует появляться в клубах или в обществе. Изгнанный
из общества, он мог теперь легко контактировать с отверженными – бедняками,
представителями низших сословий, заключенными, словом, «отбросами общества». О
них он собирался писать, они были предметом заботы Ричарда Шелтона, героя
«Острова фарисеев», и убедительным обоснованием для атаки Голсуорси на
«форсайтизм» – художественное воплощение основных черт привилегированных,
самодовольных «сливок» общества.
Но по иронии судьбы именно Ада – причина его остракизма, основной повод
крестового похода Голсуорси против общества – в конце концов вернула его в это
общество, превратила его из «сердитого молодого человека», каким он был в 1905
году, в значительную общественную фигуру 1920-х годов. Характерно замечание
Моттрэма о том, что, когда Голсуорси стал «одной из наиболее известных
личностей своего времени, Ада стала аккуратно заменять его имя на «Дж. Г.»,
оставив «Джека» и иногда «Джона» для личного пользования».
Однако, подвергаемый остракизму определенными слоями общества, именно в это
время Голсуорси тесно сошелся со многими писателями, причем некоторые из них
сделались его близкими друзьями, что, возможно, также стало одной из причин его
гонений. Позднее эти привязанности перешли в обычные знакомства, и у него
осталось мало близких друзей вне семейного круга, хотя они с Адой общались с
огромным количеством людей. Ада перечисляла их в своем дневнике, а Джон
жаловался, что у него болит рука от постоянных рукопожатий.
Дружба Голсуорси с Эдвардом и Констанцией Гарнет поддерживалась и углублялась,
он был частым гостем в их доме, а также любил гостить у Конрадов, постоянно
менявших место жительства: «С 1895 по 1905 год я часто гостил у них – сперва в
Стэнфорде в Эссексе, затем в Стэнфорде в Кенте. Хозяин был неизменно внимателен
и добр ко мне, когда мои щенячьи глаза стали открываться и я, находясь еще
только на подступах к литературе, начинал борьбу за овладение мастерством».
Бывал Голсуорси и в Пенте близ Олдингтона в графстве Кент. «То было уютное
жилище, где все время приходилось помнить о низких потолочных балках, где за
окнами резвились утки и кошки, а дальше, на лугу, – ягнята».
Джозеф Конрад к тому времени ушел с морской службы и теперь с огромными
трудностями пытался прожить с женой на литературные заработки. Джесси была
милым домашним существом, но по уровню интеллекта совершенно не подходила
своему мужу, и для вдохновения и поддержки в работе ему необходимо было
постоянное общение с друзьями. «Я была благодарна, когда кто-нибудь из самых
близких его друзей – Джон Голсуорси, Эдвард Гарнет или Е. Л. Сондерсон – могли
приехать к нам на весь уикенд. Симпатия и поддержка, исходившие от них во время
этих посещений, благотворно влияли на «умственный механизм» Конрада и вселяли в
него бодрость», – писала Джесси после смерти мужа. Тем более что Конрад был
таким писателем, который нуждался в поддержке, легко приходил в отчаяние, падал
духом и терял уверенность в себе: «Все, любой успех кажется таким безнадежно
далеким, как будто он находится за пределами времени, отпущенного человеку, как
будто это одно крошечное мгновение, ради которого мы должны безумно суетиться,
– писал он Голсуорси. – Вы не представляете себе, как поддерживает меня Ваш
интерес ко мне. Я невыразимо устал думать и писать, видеть, чувствовать, жить».
Эту дружбу оба писателя пронесли через всю свою жизнь, но больше всего они
встречались в то десятилетие перед женитьбой Голсуорси и писали друг другу
почти каждую неделю, хотя, к несчастью, все письма Голсуорси утеряны.
Удивительно, что Голсуорси ничего не говорил Конраду о своих литературных
планах до тех пор, пока они не стали осуществляться и книга «Под четырьмя
ветрами» не оказалась в издательстве. «Этот хитрец никогда не говорил мне, что
он пишет, – писал Конрад Анвину в марте 1897 года. – Он первоклассный парень,
умница, повидал мир». По-видимому, первая литературная проба его друга не
произвела на Конрада особого впечатления, так как, прочитав «Человека из
Девона», он писал Голсуорси: «То, что человек, написавший когда-то «Под
четырьмя ветрами», стал автором такого сборника, как «Человек из Девона»,
вызывает у меня чувство огромного удовлетворения. Это подтверждает мою
проницательность, мою точку зрения, мои суждения и мою привязанность к Вам, в
кого я верил и продолжаю верить».
Ада также была вовлечена в эту дружбу, она проявила большую заинтересованность
в работе Конрада, а позднее обращалась к нему за помощью при переводе рассказов
Мопассана из сборника под названием «Иветта». «В последнее время я часто
общаюсь с Джозефом Конрадом, он помогает мне в переводах с французского... это,
кажется, для него отдых, ведь он целый день не притронулся к собственной
работе». «Конечно, Ада – ангел», – говорил Конрад Голсуорси.
Дружба домами носила очень непринужденный характер: «Борис (маленький сын
Конрада. – К. Д.) интересуется, не приходитесь ли Вы родственником Джеку,
покорителю великанов? А в остальном у него все прекрасно». В 1906 году Конрад
жил в доме Голсуорси в Лондоне: «Не могу сказать, чтобы я много работал в
деревянном домике (беседка в саду), но я честно курю там по три с половиной
часа каждое утро, положив перед собой лист бумаги и держа в руке американскую
вечную ручку. Чего еще можно требовать от добросовестного писателя – право, не
знаю». Но более всего Конрад ценил в Голсуорси его уравновешенный характер,
цельность натуры и благородство, столь отличные от его собственной
импульсивности. Он то был в приподнятом настроении, то вдруг впадал в отчаяние,
и на это имелись свои причины: у него было плохо со здоровьем, работа
|
|