|
первое выступление и последнее выступление матери.
Когда в судьбу человека вмешивается злой рок, он не знает ни жалости, ни
справедливости. Так случилось и с матерью. Голос к ней не вернулся. И как
осенью с каждым днем становится все холоднее и все ближе подступает неумолимая
зима, так день ото дня нам становилось все хуже и тяжелее. Мать оказалась
предусмотрительной и отложила немного денег про черный день, но ее сбережения
очень быстро растаяли, так же как драгоценности и прочее небогатое имущество,
которое она постепенно закладывала, все еще надеясь, что когда-нибудь голос
должен вернуться. А тем временем из трех уютных комнат нам пришлось перебраться
в две, а потом и в одну; вещей у нас становилось все меньше, а район, в который
мы переселялись, с каждым разом оказывался все более убогим.
Мать обратилась к религии, должно быть, в надежде, что господь вернет ей голос.
Она аккуратно посещала церковь на Вестминстербридж-роуд, и каждое воскресенье
заставляла меня смирно сидеть, пока на органе играли Баха, и слушать, изнывая
от скуки, драматические рулады его преподобия Ф.-В. Мейера, отдававшиеся под
церковными сводами глухим эхом, напоминавшим шарканье множества ног. Впрочем,
его проповеди, наверно, были трогательны — я нередко видел, как мать украдкой
смахивала слезу, и это меня немного смущало.
Я хорошо помню святое причастие в жаркий летний день и прохладную серебряную
кружку, полную сладкого виноградного сока, которую прихожане передавали из рук
в руки, — помню, как мать тихонько отстранила меня рукой, когда я надолго
припал к кружке. Помню, какое облегчение я испытывал, когда его преподобие
наконец закрывал библию — это означало, что проповедь скоро кончится, а затем
еще немного помолятся и споют заключительный гимн.
С тех пор как мать обратилась к церкви, она редко встречалась с прежними
друзьями по театру. Этот мир ушел из нашей жизни, стал лишь воспоминанием. И
мне уже казалось, что мы всегда жили в этой ужасающей нищете. Один минувший год
представлялся мне целой жизнью, исполненной тягот и труда. Это было унылое,
безрадостное существование. Матери почти невозможно было найти работу — кроме
актерского ремесла она ничему не была обучена. Маленькая, хрупкая,
впечатлительная, она должна была бороться в трудных, непосильных для нее
условиях викторианской эпохи, когда богатство и бедность достигли крайних
пределов. У бедной женщины был один выбор — либо идти в услужение, либо за
нищенскую плату обречь себя на каторжный, бессмысленный труд где-нибудь на
пуговичной фабрике. Иногда матери удавалось устроиться сиделкой у больного, но
это бывало редко и очень ненадолго. Однако мать не терялась: когда-то она сама
шила себе театральные костюмы и теперь ухитрялась заработать иглой несколько
шиллингов, выполняя заказы знакомых прихожанок своей церкви. Но этого не
хватало, чтобы прокормить троих. Из-за пьянства отец стал реже получать
ангажементы, а мы еще реже — те десять шиллингов в неделю, которые он нам давал.
Мать распродала почти все, что у нее было, — оставался только сундук с ее
театральными костюмами. Она все берегла их в надежде, что у нее поправится
голос, и она сможет вернуться на сцену. Иногда она начинала рыться в сундуке,
что-то вытаскивала, и мы с восторгом глазели на усыпанный блестками костюм или
парик и упрашивали маму надеть их. Я вспоминаю, как она облачалась в мантию и
шапочку судьи и пела слабым голоском одну из своих старых бойких песенок,
пользовавшихся успехом, которую она, кстати сказать, сама сочинила. Там были
такие слова:
Я — женщина судья,
И — праведный судья.
По совести я действую,
Не то, что все судейские.
Им дать уроков несколько
Намереваюсь я.
Вот что такое женщина,
Глядите, мол, друзья!
И тут с удивительной непринужденностью и грацией она начинала танцевать и,
забыв о шитье, пела нам другие свои коронные номера и танцевала до тех пор,
пока, задохнувшись, едва не падала от усталости. Тогда она пускалась в
воспоминания, показывала нам старые театральные афиши. Я помню одну из них:
Исключительное представление!
Выступает изящная, талантливая
Лили Харлей
артистка драмы и комедии, певица и танцовщица
Мать не только показывала нам свои мюзик-холльные номера, но изображала и
других актрис, которых она видела в театре.
Пересказывая нам какую-нибудь пьесу, она играла все роли; например, в
«Знамении креста» она сперва изображала Мерсию, которая с божественным сиянием
во взоре шла на арену на растерзание львам, а затем подражал
|
|