|
ь со своим собственным номером, и не только потому, что это
приносило бы больше денег. Я инстинктивно чувствовал, что это дало бы мне
гораздо больше удовлетворения, чем наши танцы. Мне хотелось бы стать
мальчиком-комиком, но я не знал, хватит ли у меня духу выйти на сцену одному.
Как бы то ни было, мне хотелось смешить, а не танцевать. Моей мечтой был парный
номер — двое мальчишек в костюмах комических бродяг. Я рассказал о своем
замысле одному из мальчиков в ансамбле, и мы решили стать партнерами. Мы долго
лелеяли эту мечту: назовем номер «Бристоль и Чаплин — бродяги-миллионеры»,
наклеим лохматые бороды, как у бродяг, и наденем перстни с большими
бриллиантами, как у миллионеров. По нашему мнению, этот план обещал большой
успех и большие доходы, но, увы, ему не суждено было осуществиться.
Публике нравились «Восемь ланкаширских парней», потому что, как утверждал
мистер Джексон, мы были совсем непохожи на других выступавших в театре детей.
Он всегда подчеркивал, что мы не гримируемся и наши щеки румяны от природы,
Если перед выходом кто-нибудь из нас был бледен, он приказывал нам пощипать
щеки. В Лондоне, где нам приходилось за один вечер выступать в двух-трех
мюзик-холлах, мы все-таки иногда забывали об этом благодетельном совете и
стояли на сцене усталые, со скучающим видом. Но стоило нам встретиться глазами
со следившим за нами из-за кулис мистером Джексоном, который выразительно
улыбался, указывая пальцем на свое лицо, и мы сразу расплывались в сияющих
улыбках.
Во время наших турне мы посещали школу — по неделе в каждом городе, но это
мало способствовало моему образованию.
На рождественские праздники нас пригласили играть кошек и собачек в пантомиме
«Золушка», которая давалась в лондонском «Ипподроме». Тогда это был новый театр,
соединявший в себе черты варьете и цирка, поражавший воображение зрителей
роскошным убранством и чудесами техники. Пол арены опускался, арена заполнялась
водой и начинался весьма замысловатый балет. Хорошенькие девушки в блестящих
доспехах выходили ряд за рядом и исчезали под водой. Когда в воду погружалась
последняя шеренга, появлялся Марселин, знаменитый французский клоун в
мешковатом фраке и цилиндре. Он входил с удочкой, садился на складной стул,
раскрывал большую шкатулку с драгоценностями, насаживал на крючок бриллиантовое
ожерелье и закидывал удочку в воду. Потом он пытал счастье с драгоценностями
помельче, насаживая на крючок браслеты и броши, пока наконец шкатулка
оказывалась пустой. Внезапно леска натягивалась — «рыбка» клюнула. Марселин,
очень смешно кружась и подпрыгивая, изображая азарт рыболова, боролся с
непокорной удочкой. Наконец он «подсекал» и вытаскивал из воды маленького
дрессированного пуделя, который повторял все его движения: Марселин садился,
собака тоже садилась, когда он вставал на голову, собака повторяла и этот
акробатический трюк.
Оригинальные и смешные номера Марселина покорили Лондон. В сцене на кухне, в
крохотном комедийном эпизоде я был партнером Марселина. Я изображал кошку,
которая пьет молоко, а Марселин, пятясь от собаки, спотыкался об меня и падал.
Он всегда жаловался, что я плохо выгибаю спину, и он ушибается. Кошачьей маске,
которую я носил, было придано несколько удивленное выражение. На первом же
детском утреннике я подошел с хвоста к собаке и принялся ее обнюхивать. Когда
зрители засмеялись, я повернул к ним свою удивленную мордочку и, дернув за
ниточку, приводившую в движение глаза, лукаво подмигнул. Потом я снова понюхал
и снова подмигнул. Режиссер из-за кулис делал мне отчаянные знаки, чтобы я ушел
со сцены. Но я продолжал свое и, обнюхав собачку, начал обнюхивать просцениум,
а затем поднял лапку. Публика захлебнулась смехом, возможно, потому, что жест
был совсем не кошачий. В конце концов режиссеру удалось перехватить мой взгляд,
и я прыгнул за кулисы под гром аплодисментов. «Никогда больше не смей этого
делать, — прошептал он. — Добьешься того, что лорд-камергер закроет наш театр!»
«Золушка» пользовалась огромным успехом. Но гвоздем спектакля был все же
Марселин, хотя его вставные номера не имели никакого отношения к сюжету
пантомимы. Несколько лет спустя Марселин выступал в нью-йоркском «Ипподроме» и
здесь также завоевал огромную популярность. Но когда «Ипподром» отказался от
цирковой арены, Марселина быстро забыли.
Примерно в 1918 году в Лос-Анжелос приехал цирк братьев Ринглинг. С ними был и
Марселин. Я полагал, что он выступит с сольными номерами, и поразился, когда с
трудом узнал его в толпе клоунов, суетившихся на колоссальной арене. Великий
артист был погублен погоней владельцев цирка за дешевой сенсацией.
В антракте я зашел к нему в уборную, назвал себя и напомнил, что играл кошку в
лондонском «Ипподроме», когда он там выступал. Однако он отнесся к моим словам
с полным равнодушием. Даже в гриме он казался мрачным и подавленным.
Через год он покончил самоубийством в Нью-Йорке. В маленькой газетной заметке
сообщалось, что сосед Марселина прибежал на выстрел и увидел, что тот лежит на
полу с револьвером в руках, а граммофон еще играет песенку «Луна и розы».
Многие знаменитые английские комики кончали жизнь самоубийством. Т.-Е. Данвилл,
превосходный комик, услышал, входя в бар, как кто-то сказал о нем: «Этот уже
сошел», — и в тот же день застрелился на берегу Темзы.
Марк Шеридан, один из самых выдающихся английских комиков, застрелился в
городском парке Глазго, потому что тамошние зрители принимали его недостаточно
хорошо.
Актер Фрэнк Койн, с которым мне однажды довелось выступать, был веселым и
жизнерадостным комиком. Он прославился исполнением куплетов:
Вы больше не увидите меня на том коне.
Не тот коняга, чтоб на нем скакать хотелось мне.
Теперь лишь одного коня взнуздать решился б я:
Конягу женушки моей — подставку для белья.
В жизни он был настоящий весельчак и милейший человек. И вот, в один
прекрасный день, собравшись поехать с женой на прогулку, он вдруг вспомнил, что
оставил дома что-то нужное, и поп
|
|