|
они от него большого зла?» Ответ Одина был краток: «Так чтили боги свое
святилище и свой кров, что не хотели осквернять их кровью Волка, хоть и гласят
пророчества, что быть ему убийцею Одина».
Единоборства Одина с Фенриром и Тора с Йормунгандом в Рагнарек, завершающиеся
гибелью противников, знаменуют одновременно краткое торжество хаоса и
зарождение нового космоса. В современной политико-культурологической
терминологии (модель социомеханики) эти поединки и сам Рагнарек можно
охарактеризовать как метафорическое описание «фазового перехода» от одной
цивилизационной стадии к другой.
Фенрир на цепи и Тюр (штамп VIII в.).
* * *
Выше уже неоднократно упоминались цверги, они же карлики, искусные мастера,
создатели многих сокровищ богов. Согласно эддическому мифу, они были созданы
богами из костей и крови некоего Бримира или Блаина (вероятно, эпитет Имира):
Сошлись на судбище,
по лавам сели,
совет держали
все вышние боги:
кому-то должно
карликов сделать
из крови Бримира,
из кости Блаина;
был Мотсогнир сделан
и назван первым
в народе цвергов,
вторым был Дурин,
по слову Дурина
и прочих цвергов
человекоподобных
вылепили из глины
[30]
.
Правда, «Младшая Эдда» утверждает, что цверги первоначально были червями в теле
Имира, но «по воле богов обрели человеческий разум и приняли облик людей».
Перечень имен цвергов в «Прорицании вельвы» любопытен для современного читателя
тем, что там встречаются многие имена, знакомые ему по эпопее Дж. Р. Р. Толкина
«Властелин Колец»:
Нии да Ниди,
Нордри да Судри,
Аустри да Вестри,
Альтиов, Двалин,
Бивер, Бавер,
Бембур, Нори,
Ан да Анар,
Аи, Мьедвитнир,
Вейг и Гандальв,
Виндальв и Траин,
Текк и Торин,
Трор, Вит и Лит,
Нар и Нирад
(ныне всех цвергов),
Регин и Радсвинн
(разом поименую),
Фили, Кили,
Фундин, Нали,
Хефти, Вили,
Ханар, Свиор,
Фрар и Хорнбори,
Фрег и Лони,
Аурванг, Яри,
Эйкинскьяльди;
|
|