Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Скандинавии :: Кирилл Королев - Скандинавская мифология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 211
 <<-
 
Девять миров, которые соединяет собой Иггдрасиль, — скорее всего, 
мифологическая метафора, поскольку в эдди- ческих текстах неоднократно 
говорится, что ясень стоит в Мидгарде, крона его возносится к небу-Асгарду, а 
корни уходят в преисподнюю-Нифльхель, другие миры не упоминаются вовсе (число 9 
— священное в скандинавской мифологии, аналогично тому, как у славян священным 
было число 3, у египтян — тоже 9, ср. представления о девятке богов — Эннеаде, 
а в христианской мифологии и у каббалистов священным считалось число 7). По 
всей видимости, девять миров — своего рода «три в кубе», мифологическое 
умножение тройки как символа мироздания, подчеркивающее значимость каждой из 
трех пространственных сфер.

Впрочем, «Младшая Эдда» упоминает три неба, то есть три верхних мира: первое из 
небес — небо Асгарда, над ним находятся небеса Андланг («беспредельное») и 
Видблаин («широкосинее»), где обитают «одни лишь светлые альвы»
[18]
.

На кроне Иггдрасиля восседает мудрый орел — олицетворение власти, «царь птиц», 
спутник солнечных богов, также божеств неба и войны, символ царственности, 
величия, благородства, силы, мощи, одухотворенности. Как и все птицы, орел 
связан с небом, но у него эта связь наиболее крепка: он — владыка воздуха, 
способный долететь до солнца. Орел — священная птица бога-громовержца. Между 
глазами орла сидит ястреб Ведрфельнир — птица солнца, спутница солнечных богов, 
способная, подобно орлу, не мигая смотреть на светило, олицетворение 
аристократической власти и знатности. Кроме того, крону Иггдрасиля объедают 
олень Эйктюрмир и коза Хейдрун, стоящие на крыше Вальхаллы. Молоко козы, 
напоенное медвяной влагой с листьев ясеня, питает обитателей Вальхаллы — 
эйнхериев.

У корней ясеня гнездится змей (дракон — исл.
Wyrm,
то есть ползучий бескрылый дракон) Нидхегг, в котором исследователи видят 
«аналог» мирового змея Йормунганда. Этот дракон и кишащие вокруг него змеи 
гложут корни Иггдрасиля. В канун битвы в конце времен — Рагнарек — Нидхегг 
вырвется из преисподней:



И вот прилетает
темный дракон
с темных вершин,
Нидхегг, над
полем летящий,
несет мертвых

под крыльями
[19]
.



Там же, у корней Иггдрасиля, находится обитель трех норн, трех «сестер судьбы», 
которые ежедневно опрыскивают корни мирового древа водой из источника мудрости. 
Норны определяют судьбы людей, прядут нити судеб или вырезают и мечут руны. 
«Старшая Эдда» гласит:


Первая Урд,
Верданди тоже
(резали жребья),
а третья —
Скульд:
судьбы судили,
жизни рядили,
всем, кто родится,

удел нарекали
[20]
.



Между верхом и низом, то есть между орлом в кроне и драконом Нидхеггом у корней 
ясеня, снует по стволу белка Рататоск («острые зубы»), образ которой толкуется 
как образ «посредника» между небом и преисподней. На среднем уровне, ближе к 
кроне, на стволе ясеня пасутся четыре оленя; любопытно, что символика образа 
оленя связана с солнцем, луной, огнем и светом вообще.



 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 211
 <<-