|
край зла Мордор у Толкина помещается на востоке, а противостоящие ему «светлые
земли» — на западе и даже на «Заокраинном Западе». В литературоведческих
работах, посвященных эпопее Толкина, неоднократно проводились параллели между
этой бинарной оппозицией и противостоянием Востока и Запада в политике XX
столетия, однако сам Толкин в интервью многократно опровергал какую-либо
политическую ангажированность своего сочинения.
Если говорить о мифологических моделях мироздания, то следует отметить, что
сравнительное изучение многих мифологических систем, прежде всего
индоевропейских, позволило вычленить две модели этого рода — модель
горизонтальную, или пространственно-структурную (В.Н. Топоров), и модель
вертикальную, или пространственно-динамическую. Для первой характерно
обозначение центра и четырех (или восьми) сторон света и представление мира как
земли, со всех сторон окруженной водой — Мировым океаном. В случае
скандинавской мифологии центром, как уже упоминалось, является срединный мир
Мидгард (со своим центром — Асгардом), стороны света олицетворяют четыре
карлика-цверга, имена которых соответствуют «географическим координатам»
(Нордри — северный, Судри — южный, Аустри — восточный, Вестри — западный), а
вокруг Мидгарда и расположенного на востоке Утгарда простирается Мировой океан,
в котором плавает хтоническое чудовище — змей Йормунганд, иначе называемый
«змеем Мидгарда» (подробнее о Йормунганде см. главу III первой части).
Хендрих. Асгард (ок. 1890 г.).
Вертикальная проекция мифологического мироздания, как правило, описывается
через образ мировой горы (например, шумерская и индийская Меру или японская
Фудзи) — или через образ мирового древа, соединяющего небо, землю и подземный
мир. В скандинавской традиции вертикальная проекция мироздания представлена
именно мировым древом — ясенем Иггдрасиль (иначе — Лерад), соединяющим девять
миров. В «Младшей Эдде» сказано, что Иггдрасиль «больше и прекраснее всех
деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня
поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень — у асов,
другой — у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая Бездна. Третий же
тянется к Нифльхейму…» А «Старшая Эдда» описывает Иггдрасиль так:
Тремя корнями тот ясень-древо на три страны пророс: Хель — под первым,
хримтурсам — второй, под третьим род человеков.
Белка по имени мысь
Вострозубка снует по
Иггдрасиль-древу,
сверху она слово орла
вниз темному Нидхеггу носит.
Две пары оленей
вершину древа гложут,
вытянув выи:
Туротрор, Умерший,
Мешкий и Чуткий.
И змей немало под
Иггдрасиль-древом —
больше, чем думают дурни иные:
Пустожил и Подземельник —
волкодлачьи чада,
тоже Серый и Скрытень,
Снотворец и Витень;
мне же ведомо:
ветви Древа им вечно грызть.
Иггдрасиль-ясень
терпит страсти,
коих не знают люди:
олень объедает,
ствол подгнивает,
Нидхегг терзает снизу
[17]
.
Иггдрасиль. Иллюстрация к «Древностям Севера» (1847 г.).
|
|