|
Млад светел месяц от грудей его;
Звезды частые от риз Божьих;
Ночи темные от дум Господних;
Зори утрени от очей Господних;
Ветры буйные от Свята Духа;
У нас ум-разум самого Христа,
Самого Христа Царя небесного;
Наши помыслы от облак небесных;
Кости крепки от камени;
Телеса наши от сырой земли;
Кровь-руда наша от черна моря.
Русский религиозный философ Г.П. Федотов в связи с этим фрагментом «Голубиной
книги» замечал: «Стих не дерзает говорить о теле, о костях Божиих и
отказывается ставить вопросы о происхождении земли, моря и гор (камней). Ответы
на эти вопросы легко угадываются; они становятся ясны по аналогии с
происхождением тела Адамова. Но певец умалчивает о них, думается, по требованию
религиозного целомудрия, подавляя в себе естественный интерес к космологии
матери-земли».
Сравнивая космогонические сюжеты различных мифологий, отмечая разнообразие в
деталях и несомненное «инвариантное» сходство в основе, мы неизбежно приходим к
выводу о существовании единого индоевропейского космогонического пра-сюжета,
развитием которого явились космогонические мифы народов Евразии, в том числе и
скандинавский.
Выше упоминалось, что из покрытых инеем соленых камней, которые лизала корова
Аудумла, возник предок богов Бури. Именно потомки Бури, сыновья его сына Бора —
Вили, Ве и Один — убили Имира, принесли его в жертву и сотворили из его тела
мир:
Отпрыски Бора
подняли сушу,
мир серединный
воздвигли дивный —
солнце сияло
с юга на скалы,
зеленью землю
злаки покрыли;
солнце — луна же
с ним шла бок о бок —
долонь простерло
с юга чрез небо;
солнце не знало
ночлега в небе,
звезды не знали
дороги в небе,
луна же не знала,
сколь сильна она в небе;
сошлись на судбище,
по лавам сели,
совет держали
все вышние боги:
ночь нарекали,
полночь и вечер,
именовали утро
и полдень
и все межечасья
для числения времени.
Упомянутый «мир серединный» — иначе Мидгард — в «эддической модели» мироздания
выступает как центр вселенной, как средоточие физических и духовных сил и
энергий, высший принцип вселенной, олицетворение сокровенной, божественной
мудрости. Согласно мифу, Мидгард был создан богами из ресниц Имира.
Приведенный фрагмент любопытен еще и тем, что в нем вскользь описывается
горизонтальная модель скандинавского мифологического мироздания: в центре этой
модели расположен Мидгард, солнце светит с юга, то есть именно юг выступает
олицетворением светоносного, благого начала; противопоставленный югу север
ассоциируется с тьмой и смертью; на востоке находится Утгард — внешнее,
«чуждое», неосвоенное пространство, обитель враждебных богам инеистых
великанов-хримтурсов. Более того, в этой модели юг и запад соотносятся с верхом,
а север и восток — с низом; первый всегда признается благим, чистым, святым,
возвышенным, тогда как второй — скверным, «нечистым». Кстати сказать, отголосок
этой горизонтальной модели находим в культовой эпопее Дж. Р. Р. Толкина
«Властелин Колец», в значительной мере вдохновленной скандинавскими мифами:
|
|