|
Из нее кони родились
И все те (животные), у которых два ряда зубов;
Быки родились из нее,
Из нее родились козы и овцы
[14]
.
Согласно иранской «Авесте», первочеловек Йима был распилен пополам, и из его
тела был сотворен мир. В классической греческой традиции, идущей от Гесиода, о
жертвоприношении первосущества не упоминается, если не считать за намек на это
жертвоприношение рассказ об оскоплении Урана. По Гесиоду, сотворение мира
происходило следующим образом:
Прежде всего во вселенной
Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
И, между вечными всеми богами прекраснейший, —
Эрос Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных
Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.
Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:
Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись
[15]
.
От Геи-земли произошел Уран-небосвод, а также Понт- море и нимфы; от союза Геи
с Ураном — Океан, титаны, циклопы, гиганты и сторукие великаны гекатонхейры
(все эти чудовища — создания хтонические, олицетворяющие хаос, и победа богов
над ними есть торжество порядка над хаосом).
Однако в орфическом гимне Зевсу находим «наложение» образа бога богов на образ
первосущества-жертвы:
Зевс — владыка и царь, Зевс — всех прародитель единый.
Стала единая власть и бог-мироправец великий,
Царское тело одно, и в нем все это кружится:
Огнь и вода, земля и эфир и Ночь со Денницей,
Метис-первородитель и Эрос многоусладный —
Все это в теле великом покоится ныне Зевеса.
В образе зримы его голова и лик велелепный
Неба, блестящего ярко, окрест же — власы золотые
Звезд в мерцающем свете, дивной красы, воспарили.
Бычьи с обеих сторон воздел он рога золотые —
Запад вкупе с Востоком, богов небесных дороги.
Очи — Солнце с Луной, противогрядущею Солнцу.
Царский же ум неложный его — в нетленном эфире,
Коим слышит он все и коим все замечает.
Тела же образ таков: осиянно оно, безгранично,
Неуязвимо, бездрожно, с могучими членами, мощно.
Сделались плечи и грудь, и спина широкая бога
Воздухом широкосильным, из плеч же крылья прозябли,
Коими всюду летает. Священным сделались чревом
Гея, всеобщая мать, и гор крутые вершины.
В пахе прибой громыхает морской, тяжелогремящий,
Ноги — корни земли, глубоко залегшие в недрах
[16]
.
В славянской (точнее — северорусской) «Голубиной книге», географически наиболее
близкой скандинавскому ареалу, также повествуется о жертвоприношении
первосущества, повлекшем за собой сотворение мира (правда, под влиянием
христианства опущен момент расчленения тела пер- восущества и привнесены
христианские мотивы):
У нас белый вольный свет зачался от суда Божия;
Солнце красное от лица Божьего
Самого Христа Царя небесного;
|
|