|
океан Апсу, воплощение «исконной» стихии, олицетворяющий хаос, и его супруга
Тиамат гибнут в сражении с богом Мардуком; последний создает из тела Тиамат
небо и землю) и в ведической мифологии Древней Индии (по «Ригведе», в начале
времен «не было ни сущего, ни не-сущего… не было ни воздушного пространства, ни
неба над ним. не было ни смерти, ни бессмертия, не было разницы между днем и
ночью.»; затем разлились воды Мирового океана, и из них возникла Земля — или
мировое яйцо, породившее небо, землю и бога-демиурга), а также и в других
мифологических системах.
Скандинавская космогония возводит начало мироздания к мировой бездне Гинунгагап,
в которой скапливался иней от взаимодействия студеных брызг потока Хвергельмир
(или Эливагар) и огненных искр, летевших из Муспелля — области вечного пламени.
Чем больше искр попадало в Ги- нунгагап, тем быстрее таял иней, и в процессе
таяния из него возникло первое живое существо — инеистый великан Имир. «Старшая
Эдда» гласит:
В начале не было
(был только Имир)
ни берега моря,
ни волн студеных,
ни тверди снизу,
ни неба сверху,
ни трав зеленых —
только бездна зевала
[12]
.
Н. Альбигаард. Аудумла (ок. 1790 г.).
Пока Имир сосет вымя Аудумлы, корова вылизывает предка богов Бури.
Вместе с Имиром из бездны Гинунгагап возникла космическая корова Аудумла: она
вскормила Имира своим молоком, а сама питалась тем, что лизала соленые камни,
покрытые инеем. Впоследствии из этих камней возник предок богов Бури.
Из подмышек Имира, а также от трения его ног родились другие инеистые великаны.
Самого же Имира постигла судьба многих других первосуществ — его принесли в
жертву, чтобы из тела убитого создать мир:
Из мяса Имира
сделаны земли,
из косточек — горы,
небо из черепа
льдистого йотуна,
из крови — море
[13]
.
Из крови убитого Имира, согласно «Младшей Эдде», возник Мировой океан, а из
мозга инеистого великана боги сотворили облака.
Принесение в жертву первосущества и создание мира из его тела — мотив, широко
распространенный. В «Ригведе» рассказывается о жертвоприношении первочеловека
Пуруши, которого расчленили на составные части, а из последних возникли
основные элементы социальной и космической организации: глаз Пуруши стал
солнцем, дыхание — ветром, пуп — воздушным пространством, голова — небом, ноги
— землей, уши — сторонами света; кроме того, изо рта Пуруши произошли брахманы,
то есть жрецы, из рук — кшатрии, или воины, из бедер — вайшьи, или земледельцы,
а из ног — шудры, иначе «неприкасаемые», низшая индийская каста.
В ведийском гимне Пуруше говорится, что из тела первочеловека,
Из этой жертвы, полностью принесенной,
Было собрано крапчатое жертвенное масло.
Он сделал из него животных, обитающих в воздухе,
В лесу и (тех), что в деревне.
Из этой жертвы, полностью принесенной,
Гимны и напевы родились,
Стихотворные размеры родились из нее,
Ритуальная формула из нее родилась.
|
|