|
вода была от него не больше, как на шаг, а теперь отошла шагов на
десять, а на ее месте стала земля. Однако Сатанаил не смутился этим и
пустился бежать к воде, чтобы бросить в нее Бога. Но вот бы уже совсем
бросить, а вода от него уходит все дальше и дальше, и Сатанаил никак
не может добежать до нее. Бежал он, бежал — и вдруг очутился каким-то чудом
на том же самом месте, откуда взял Бога на руки. Глянул он
ненароком в сторону, и видит, что вода от него здесь не больше, как
шагах в двух. Он давай туда бежать, чтобы утопить-таки Бога. И вдруг
снова произошло то же самое, что и в первый раз: он бежит к воде, а
она от него уходит. Бежал он, бежал — и вдруг опять очутился на том же
месте. Положил он тогда Бога на землю и думает: «Земля эта тоненькая,
как скорлупа; выкопаю-ка я яму, прокопаюсь до самой воды, да и брошу
туда Бога». Копал он, копал до полного почти изнеможения, — вспотел
весь и выкопал очень глубокую яму, однако до воды так и не докопался.
Вот почему на свете
Божием так много земли, и вот почему она так толста: то ее черт
набегал, желая сгубить со света Бога. Тем временем Бог проснулся да и
говорит:
Вот видишь теперь, какой ты бессильный по сравнению со мной, —
ничего не можешь сделать со мною в том, что через тебя земля
сделалась такой большой, нет еще беды. Я населю ее разными людьми и
тварями; яма же, которую ты только что выкопал, пригодится для тебя
самого на преисподнюю.
Затем Бог стал населять землю разными тварями: тотчас же
вылепил из земли человека, подул на него, — и он стал ходить и
говорить; потом сотворил все другие живые твари и зверей — всех по
паре, чтобы они могли плодиться. После того Бог пошел на небо
В киевской легенде сотворение земли изображается как
земледельческая работа:
С самого начала не было ни неба, ни земли, а была только тьма и
вода, смешанная с землею так, как будто «кваша», а Бог летал Святым
Духом по-над водою, которая шумела пеною. Вот однажды Бог ходит по
воде да и дохнул на ту пену, сказавши при этом: «Да будет ангел!» И
стал ангел, да только без крыльев <…> Тогда сотворил Бог свет <…> Во
второй день Бог сотворил небо. В третий день Бог говорит шестикрылому
серафиму: «Опустись глубоко в воду и достань оттуда мне маленькую
частичку земли на мое имя: посеем ее, чтобы росла». <…> Когда он
принес к Богу землю, то Бог тотчас же благословил ее и повелел,
посеявши, чтобы она росла. В некоторых повествованиях о сотворении
мира дается также объяснение некоторым природным явлениям,
связанным с устройством земли. Согласно легендам, Бог, сотворив
землю, укрепил ее на рыбе, которая плавает в море. Каждые семь лет
рыба то опускается, то поднимается в воде, и оттого одни годы бывают
дождливыми, а другие засушливыми. Если рыба вдруг повернется с
одного бока на другой, на земле случается землетрясение. В некоторых
местностях полагали, что держащая на себе землю рыба обычно лежит,
свернувшись кольцом и сжимая зубами свой хвост; и если она выпускает
хвост изо рта, то и происходят землетрясения.
Космогонические легенды дуалистического характера были широко
распространены у русских. В них очевидны и разработанный в духе
богомильского учения мотив совместного творения земли Богом и его
противником Сатанаилом, или Идолом, Лукавым, и идеи официального
христианского вероучения. В киевской легенде, например, присутствует
мотив создания Богом Сатанаила, что исключает их равенство в
творческом процессе. Нередко как значимые образы в повествование
вводятся элементы христианской культуры, утверждается как
бесплодная — деятельность противника Бога. Так, в одной из легенд
после двух неудачных попыток Сатанаила достать землю из-под воды
Бог велит ему поклониться иконе Богородицы с младенцем, которая
находится на морском дне. На этот раз дьявол доносит землю и отдает ее
Богу, но часть утаивает за щекой. Бог разбрасывает землю на восточную
сторону — и создается «чудная, прекрасная земля». Дьявол же
разбрасывает свою землю на северную сторону — и создается земля
холодная, каменистая, нехлебородная. Вместе с тем в этих поздних
легендах подчас сохранились архаические образы и представления о
космогоническом процессе. Это и исходная ситуация начала, когда «не
было ни неба, ни земли, а была только тьма и вода», и образ
первозданных вод, с неразделенно-стью стихий в них, воспринимаемый
в крестьянском сознании подобно «кваше», жидкому тесту, и даже образ
птицы, творящей мир. Так, в текстах, записанных на Русском Севере, в
Архангельской и Олонецкой губерниях, в качестве ныряльщика за
землей и противника Бога выступает утка или гагара:
Сначала Бог шел по воде, как по суше. А плывет гагара.
Кто ты есть передо мной? — спрашивает Бог.
Я Сатанаил, — гагара сама себе имя нарекла. Господь говорит:
Сотворим землю.
А это, — говорит гагара, — хорошо.
— Есть земля под водой, так достань, из нее и сотворим, — говорит
Бог
|
|