|
Млад-светёл месяц от грудей Божьих;
Звезды цястыя от риз Божьих;
Утрення заря, заря вецёрняя
От очей Божиьих, Христа Царя небесного;
Оттого у нас в земле ветры пошли —
От Святого Духа Сагаофова,
От сдыханья от господнего;
Оттого у нас громы пошли —
От глагол пошли от господниих,
Оттого у нас в земле цари пошли —
От святой главы от Адамовой
Практически универсален мотив возникновения мира из
первозданных вод, часто отождествляющихся с хаосом: создание
Вселенной осуществляется из пены, ила, земли, песка, находящихся в
первозданном океане. В мифах, отражающих эту модель, процесс
творения может совершаться в результате волевого акта самого творца
или в ответ на чью-либо просьбу. Творец как некое первое существо
может иметь божественную космическую природу. У разных народов
творец иногда представляется в облике животного или птицы, ныряющих
в воды первородного океана и достающих оттуда землю. Эта модель
может реализоваться в дуалистическом варианте: творцами оказываются
два персонажа, враждебные друг другу, и творчество каждого при
совершении космогонического акта обнаруживает противоположные
черты. По мнению исследователей, дуалистические космогонии являются
результатом процесса раздваивания божества. Дуализм известен многим
религиям. Яркое воплощение он нашел в учении богомилов, которое
возникло в начале X века на Балканах и в конце столетия укрепилось в
Болгарии, а позже — в XI–XII веках — распространилось в Византии. В
основе религиозно-философского учения богомилов лежало представление о
двойственности мира, о существовании равных по
значимости доброго и злого божественных начал — Бога и Сатаны,
пребывающих в постоянной борьбе. Сотворение мира богомилы
приписывали совместным усилиям обоих, что противоречило
официальному христианскому учению. Согласно последнему, зло
появилось в мире лишь по причине грехопадения людей и,
соответственно, после него; Сатана же — вовсе не творец, а только
падшее творение самого Бога; способность же творить принадлежит
исключительно единому Богу. Проникнув из Болгарии на территории
Древней Руси вместе с распространением христианства, богомильское
учение оказало заметное влияние на формирование русских народных
представлений о мире. Легенды из рукописных книг, как и каноническое
христианское учение, попав на Русь, слились здесь с местными
мифологическими представлениями. Отсюда сложный и подчас
противоречивый состав народных мифопоэтических текстов,
отражающих тему сотворения мира. Вот, например, легенда, записанная
в Подольской губернии:
Однажды, когда не было еще на свете ни земли, ничего, а была
одна только вода, ходил Бог по той воде, и видит на ней пузырь из пены,
который шевелится. Бог расковырял жезлом пузырь, — и вылез оттуда
маленький черненький человек с хвостом и рожками. Бог дал имя этому
созданию Сатанаил и сказал ему:
— Следуй за мной, будем вместе ходить.
Долго ходили они по воде; наконец утомились и захотели
отдохнуть. Бог и говорит Сатанаилу:
Нырни под воду, возьми горсть земли, скажи при этом: «Во имя
Господне, иди, земля, со мной», — и неси наверх ко мне.
Сатанаил нырнул на дно, взял оттуда горсть земли да и думает
себе: «Зачем я буду говорить: «Во имя Господне»; разве я чем-нибудь
хуже Бога?» Вот он и говорит: «Во имя мое земля идет со мною».
Вынырнул наверх, смотрит — а земли в горсти ни порошинки
Птица Сирин. Русский рисованный лубок.
Бог и говорит ему:
Вот видишь, хотел обмануть меня, ослушаться и сделать по-своему,
да не удалось; ныряй снова Лишь на третий раз Сатанаилу удалось
вытащить земли, только потому, что он произнес: «Во имя Господне». Но
вытащил земли он немного — лишь под ногтями осталось чуть-чуть, так
как, выныривая, под конец он все же сказал еще и по-своему: «Во имя
мое земля идет со мною». Далее Бог говорит ему:
Нет, видно, из тебя ничего доброго не будет, если ты не мог
выполнить даже такого пустяка. Нечего делать, выковыряй ту землю,
которая осталась у тебя под ногтями, и давай ее сюда, — достаточно
будет и этой.
Сатанаил выковырял. Бог взял эту землю, посыпал ее по воде, — и
вдруг появился на воде красивый холмик, а на нем — зелень и деревья.
Бог присел с Сатанаилом на этом холмике отдохнуть. Так как Бог
чувствовал себя слишком уж утомленным, то прилег на траве и заснул.
Тогда Сатанаила взяла зависть, отчего он не такой сильный и
могущественный, как Бог. И порешил он утопить Бога. Взял Сатанаил
Бога на руки и хотел бросить в воду, — и вдруг видит чудо: перед тем
|
|