|
растения нередко одушевляются, то есть воспринимаются как живые
существа: они чувствуют, дышат, разговаривают. Поэтому их нельзя
рвать, рубить, пилить, осквернять. Со многими растениями связаны
разнообразные запреты, поверья и приметы. Некоторые растения в
традиционном сознании воспринимаются как местопребывание нечистой
силы или разных духов. Легенды и сказки, былины и баллады,
обрядовая лирика и тексты других жанров отражают архаические
представления о родственной связи растений и человека:
происхождении человека от растения и наоборот. Объектами
мифологизации становятся не только сами растения, но и их части:
корни, ветки, листья, цветы, семена — зерно или плоды. Все они
наделяются в народном сознании магической силой. Ветвям
приписываются продуцирующие свойства; плоды во многих
мифологических традициях выступают как символ плодородия,
изобилия, успеха; зерно и семя связываются с идеей непрерывности
развития жизни и плодородия. Отсюда широкое использование растений
и их частей в аграрных и брачных обрядах.
Дуб
В мифологических представлениях восточных славян дубу
принадлежит видное место, начиная с языческих времен. В древности он
был одним из наиболее почитаемых деревьев не только у славян, но и
многих других европейских народов.
Ранние свидетельства о почитании дуба у славян относятся к X–XII
векам. Константин Багрянородный в трактате «Об управлении
государством», написанном в середине X века, описывает
жертвоприношения россов около священного дуба на острове Xортица
(остров Св. Георгия): «Пройдя это место [Крарий-скую переправу], они
достигают острова, называемого св. Георгием, и на этом острове
совершают свои жертвоприношения, так как там растет огромный дуб.
Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные
куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай».
Представление о виде священных деревьев древних времен подчас
дают археологические находки XX века. Одной из них является
причудливый мореный дуб, обнаруженный в 1975 году при расчистке русла
Днепра. Поднятый со дна реки, дуб сохранился практически
полностью. Высота дерева вместе с корнями достигает почти десяти
метров, а диаметр его ствола составляет 65 сантиметров. Но необычным
является не величина дуба, а то,
Лес и луна. А. Бенуа. Азбука в картинах (1904).
что на высоте шести метров, перед раздвоением ствола, в дерево
вставлены девять кабаньих челюстей так, что снаружи видны только
клыки, образующие симметричную композицию. Клыки расположены в
правильном порядке: в три ряда, один под другим, и в каждом ряду — по
три челюсти. Композиция представляет собой квадрат, стороны которого
образованы восемью челюстями и имеют длину около 34 сантиметров, а
в центре квадрата находится девятая челюсть. Исследователи считают,
что этот необычный дуб являлся священным деревом, предназначенным
для совершения ритуалов. Дуб как место решения важных внуртиполитических
вопросов
упоминается в «Повести временных лет» при описании восстания
смердов в 1071 году в Суздальской земле. После подавления бунта Ян
Вышатич — воевода князя Святослава Ярослави-ча — отвозит пленных
волхвов к священному дубу в устье реки Шексны и убивает их: «убища я
и повесиша я на дубе». В Ипатьевской летописи под 1169 годом
встречается факт обозначения конкретного дуба под Киевом именем
собственным: «Ярополкъ же с Берендичи настигоша Володимира на
Желяни оу Доброго доуба», — что свидетельствует об особом отношении
к дереву.
Еще в XVIII–XIX веках у восточных славян в некоторых местах
продолжали почитать дубы, хотя это почитание впитало также элементы
христианства. Около них, как святынь, нередко устанавливали кресты. В
XVIII веке возле них в дни церковных праздников служили молебны.
Описание этого обычая на Украине того времени приводится Феофаном
Прокоповичем в духовном Регламенте: «також на ином месте попы с
народом молебствуют перед дубом и ветви онаго дуба поп народу
раздает на благославление». Видя в таком проведении молебнов явные
остатки язычества, Феофан Прокопович осуждает этот обычай и
запрещает «пред дубом молебны петь». Однако пережитки языческого
поклонения дубу у восточнославянских народов в некоторых местах
сохранялись вплоть до начала XX века. Так, в Бобровском уезде
Воронежской губернии еще в 1910-е годы молодые после венчания,
выйдя из церкви, ехали к дубу, стоявшему недалеко от села, и трижды
объезжали вокруг него. Украинцы вешали на дубы полотенца, мотки
ниток в качестве обета. Рубить священные дубы, ломать ветки и даже
брать сушняк из-под них у всех восточных славян считалось наказуемым
грехом. Белорусы верили, что если начать рубить старый дуб, то из-под
топора появится кровь — дерево заплачет кровавыми слезами.
В мифологической системе восточных славян дуб связывался с
|
|