|
культом бога грома и молнии Перуна. Вспомним, что в древнерусских
письменных памятниках, например в грамоте галиц-ко-волынского князя
Льва Даниловича от 3 октября 1302 года, дуб называется «Перуновым».
Соответствие именно этого дерева богу-громовержцу, по мнению
исследователей, имеет индоевропейский характер. События основного
мифа восточных славян о поединке Перуна с противником, который
прячется под дубом, отразились в существующих до сих пор запретах
находиться под дубом во время грозы и выращивать дуб около дома, так
как, по поверьям, гром в первую очередь бьет в дуб.
В мифологических представлениях, нашедших отражение в
фольклорных текстах, дуб воплощает образ мирового древа, которое
являет собой модель мирового пространства. Ветви, ствол и корни
мирового древа соединяют, соответственно, верхний, средний и нижний
миры, а ветви — стороны света. Именно так выглядит дуб в русском
заговоре: «Есть святое Акиян море, на том море остров, на том острову
стоит дуб, от земли до небес, от востоку и до западу, от молода месяца и
до ветху» Как мировое дерево дуб изображается и в русской загадке о
мире, небесах и солнце: «Стоит дуб-вертодуб, на том дубе-стародубе
сидит птица-веретеница; никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни
красная девица».
В мифопоэтических текстах образ дуба часто выступает в качестве
«дороги», по которой персонажи сами путешествуют, или их отправляют,
в верхний или нижний миры. В сказке дуб оказывается волшебным
деревом, по которому можно попасть на небо: «дерево все растет да
растет и доросло до самого неба. Не стало у старика со старухой
желудей, взял он мешок и полез на дуб. Лез-лез и взобрался на небо». В
заговоре от ревности мучающие человека отрицательные чувства
отсылаются в нижний мир:
Есть за морем Окияном дуб стоит. На том дубе сидит Нагой птица. У
тое Ногой птицы ключи и замки, у того раба Божия (имярек) сердце,
ревность, и ретость <…> Коли тот Ногой птица летит в Окиян море, под
Латар камень, отомкнет ревность, и ретость, и сердце, и всякие злые
дела, неподобные словеса. Тако той Ногой птице в Окияне море не
бывати, ни клю-чев, ни замков не добывати, ни ревности, ни ретости, ни
сердцу не отмыкивати Из этих примеров хорошо видно, что дуб в
мифопоэтическом сознании воспринимался как образ-посредник между
мирами.
В заговорах дуб выступает также как центр мира. Тот, кто
произносит заговор, мысленно совершает сложное путешествие: «из
ворот в ворота», «в чистое поле», в котором находится «Окиан-море», а
в море стоит «остров Буян», а на острове лежит «Ла-тырь-камень», а на
камне — «булатной дуб». Этот дуб оказывается границей между мирами,
около которой находятся мифологические персонажи, воспринимаемые
как представители верхнего или нижнего миров — царь, царица, Бог,
Богородица, святые, в корнях дуба — змея. Именно к ним произносящий
заговор обращается за помощью. Как пограничный пространственный
объект дуб считался местом обитания мифологических персонажей. По
восточнославянским поверьям, в купальскую ночь на огромные дубы
слетались ведьмы; в полесской купальской песне поется: «Стара ведьма
на дуб лезла, кору грызла» По украинским представлениям, в русальную
неделю на дубах собираются русалки, и специально для них крестьяне
приносили и вешали на дерево спряденные нитки и полотенца. В
русских сказках дуб — обиталище бесов, а в былинах — Соловья
Разбойника.
Значительность роли образа дуба в фольклоре и мифологических
представлениях не случайна. У славян дуб всегда занимал первое место
среди деревьев. У русских его даже называли Царь Дуб, и, согласно
поверьям, на нем обитал царь птиц орел. В славянских языках и местных
говорах слово «дуб» нередко выступает в родовом значении «дерево»;
«дубравой» у русских называется не обязательно дубовый лес, но
любой, находящийся на возвышенности, или в глубине лесного массива;
слово «дубина» означает увесистую палку из какого угодно дерева.
Природные качества дуба предопределили и символическое
значение его образа в традиционной культуре. В народных
представлениях он выступает как символ мужского начала, главенства,
силы, мощи, твердости. Обычно дубу приписываются положительные
значения. В одном из русских апокрифов повествуется о том, что Иуда
хотел повеситься на дубе, но, твердый и несгибаемый, «Божим повелением
преклонился дуб и сохранен бысть». Связь дуба с Богом и
его первенство среди всех растений репрезентируется в заговоре: «Дуб
железный, еже есть пер-вопосажден от всего же корение, на силе
Божией стоит».
В обрядовых действиях, устойчивых высказываниях дуб
соотносится с хозяином дома, главой семьи. Так, например, известно
нижегородское выражение «С дубу — кора!» — означающее приказ
мужа, чтобы жена раздела его, сняла сапоги. В Тверской губернии
вплоть до начала XX века существовал такой обычай: как только на свет
появлялся мальчик, его отец отправлялся в лес и рубил несколько
дубов, бревна из которых затем относили к реке и погружали в воду. Там
они оставались до тех пор, пока сын не вырастал. Когда он намеревался
|
|