Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
Участницы  этих  обрядов  совершали  ритуальное  кормление  березы:  на 
траве  под  деревом  или  в  земле  у  его  корней  как  жертву  оставляли 
специально  приготовленные  блюда —  пироги,  кашу,  яичницу. 
Упоминания об этом обычае содержатся в письменном источнике первой 
половины XVII века. В крестьянской  среде он  сохранялся до конца XIX 
века, а в некоторых местах — и до середины XX века. 
Из  исторических  источников  известны  факты,  а  в  фольклорных 
произведениях широко распространен мотив венчания под деревом или 
вокруг него. Так, например, в старообрядческой среде, если родители не 
давали  согласия  на  брак, жених и невеста  отправлялись  к  священному 
дубу,  трижды  объезжали  его  вокруг,  и  брак  считался  заключенным. 
Подобное  действие  происходит  в  былинном  сюжете  о  Добрыне  и 
Маринке:  эпические  герои  венчаются  вокруг  ракитового  куста, 
находящегося в чистом поле. Здесь образ дерева — ракитового кустышка 
—  выступает  как  пограничный  пространственный  объект,  имеющий 
также значение  границы в судьбе персонажей былины. То же значение образа  
ракитового  кустышка,  но  связанное  не  с  идеей  брака,  а  с 
переходом  в  мир  смерти,  встречается  не  только  в  эпических,  но  и  в 
лирических жанрах русского фольклора: герой-воин, лежащий в чистом 
поле,  уткнувшись  головой  в  ракитов  куст, —  погибший  воин.  Один  из 
наиболее  ярких  образов  дерева,  имеющий  значение  границы  между 
миром  живых  и  миром  мертвых,  встречается  в  жанре  загадки.  Это 
загадка о смерти: 
На горе Горенской стоит дуб Веретенской. Мимо дуба не пройти, не 
проехать ни царю, ни царице, ни красной девице, ни доброму молодцу. 
Значительную  роль  дерево  играло  в  похоронной  обрядности.  У 
славянских народов широко был распространен обычай захоронения под 
деревом  или  в  лесу  мертворожденных  и  некрещеных  детей.  Всем 
славянам  также  был  известен  обычай  сажать  дерево  на  могиле.  Для 
этого  использовали  в  основном  вечнозеленые  и  плодовые  деревья,  а  в 
более  поздней  традиции  также  сирень,  которая  осмыслялась  как 
«райское  дерево».  Повсеместно  у  славян  существовало  поверье  о 
взаимосвязи  роста  посаженного  на  могиле  дерева  и  прижизненных 
поступков человека: если дерево хорошо принималось, это значило, что 
человек был праведником, если же дерево росло чахлым или  засыхало 
вовсе, значит, покойный при жизни много грешил. Дерево, впрочем, как 
и  любые  растения,  цветы,  ягоды,  растущие  на  могиле,  запрещалось 
трогать —  рубить,  ломать,  срывать.  Это,  по  народным  поверьям, 
оскорбляет  мертвых,  а  нарушителю  грозит  наказанием:  болезнью, 
неудачей в хозяйственной деятельности и подобным. 
По  народным  представлениям,  души  мертвых  могут  прорастать  в 
виде  деревьев.  Мотивы  превращения  человека  в  дерево  и  вырастания 
деревьев  на  могилах  невинно  убиенных  широко  распространены  в 
мифопоэтических  текстах —  этиологических  преданиях,  сказках, 
былинах, балладах, песнях. 
Общеславянским является поверье о том, что под деревом обитает 
черт  и  другая  нечисть,  а  также  прячется  там  во  время  грозы.  Отсюда 
повсеместно  известный  запрет  находиться  под  деревом  во  время грозового  
ненастья,  так  как  Господь  или  Илья  Пророк,  преследуя 
нечистую силу, может ударить громом в дерево и убить человека. 
В  мифопоэтическом  сознании  дерево  воспринимается  как  символ 
жизни. Действительно, трудно найти более наглядный образ жизни, чем 
в  мире  растений  и,  в  частности,  среди  деревьев,  особенно  тех,  чей 
жизненный  срок  гораздо  длиннее,  чем  человеческий,  а  также  тех, 
которые  плодоносят  десятилетиями  и  приносят  большое  множество 
плодов или круглый год остаются зелеными. Для славянских народов это 
дуб,  явор,  ива,  а  также  вечнозеленые  и  плодовые  деревья.  Отсюда 
почитание  деревьев  и  использование  их  в  обрядовой  и  лечебной 
практике,  направленной  на  сообщение  человеку  жизненной  энергии 
растений.  В  традиционной  культуре  образ  дерева  является  одним  из 
наиболее  емких  для  воплощения  идеи  вечного  круговорота  жизни — 
основополагающей  идеи  для  мифологического  мировосприятия.  Это  в 
полной мере можно проследить на примере русской загадки о смерти: 
Стоит дерево, на дереве — птица, 
Цветы хватает, в корыто бросает 
Корыто не наполняет и цветов не умаляет. 
Глава 2 МИФОЛОГИЗИРОВАННЫЕ ОБРАЗЫ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ  
Дуб. —  Верба. —  Береза. —  Иван-да-марья. —  Папоротник. — 
Яблоня. — Волк. — Медведь. — Бык. — Пчела. — Лягушка. — Кукушка. 
Мифологизированные образы растений  
Образы  растений  занимают  заметное  место  в  мифопоэтичес-ких 
представлениях.  Выше  уже  шла  речь  о  мировом  древе  как  едином 
растительном  образе,  воплощающем  архаическое  восприятие  мира. 
Значительная  роль  и  диких,  и  культурных  растений  в  жизни  человека 
способствовала  мифологизации  как  их  самих,  так  и  земли,  дождя  и 
других факторов, обеспечивающих существование растительного мира. В 
народных  представлениях  растения,  как  и  стихии  земли  и  воды, 
связывались прежде всего с идеей плодородия и жизни. Особенно ярко 
эта символика растений проявляется в культурных традициях народов с 
развитыми  земледельческими  культами.  В  народных  представлениях 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-