|
Дерево
У многих народов поклонение отдельным деревьям и священным
рощам, как и другим природным объектам, составляет особенность
языческой эпохи. Не были исключением и древние славяне. Около
почитаемых деревьев и в священных рощах совершали
жертвоприношения и важные обряды, обеспечивающие благополучие в
жизни отдельного человека и всей общины.
Одним из наиболее почитаемых деревьев у древних славян был
дуб, соотносимый в мифологических представлениях с богом-
громовержцем Перуном. В письменных источниках XXII веков, в
частности в трактате «Об управлении империей» Константина
Багрянородного (X в.), содержатся свидетельства о принесении русами
жертв в виде живых петухов, мяса, хлеба огромному дубу,
располагавшемуся на острове Xортица.
В некоторых местах у восточных славян культ деревьев и
священных рощ продолжал сохраняться еще в XIX — начале XX века. У
русских на Вологодчине такие места поклонения назывались «кусты», а
в Белоруссии — «прощи». Как правило, священная роща представляла
собой часть леса с очень старыми деревьями, которые иногда обносили
оградой. Чаще всего здесь, кроме деревьев, могла находиться какая-
нибудь святыня — целебный источник, крест, часовня, особо почитаемое
дерево само по себе или дерево, на котором, согласно местному
преданию, явилась икона. В таких местах молились, оставляли на
деревьях, крестах и иконах тканые вещи — полотенца, ленты, платки,
холсты и подобное — с просьбой об исцелении или в благодарность за
него. В большие и местночтимые праздники здесь совершали крестные
ходы. Иногда священными считались рощи, находящиеся в
непосредственной близи со старыми кладбищами — «жальниками».
Почитаемые деревья и рощи были неприкосновенными:
традиционными установлениями строго запрещалось рубить и ломать ветки
деревьев, брать для обыденных целей даже сухие и поваленные
деревья и хворост. Существует довольно много легенд о наказании тех,
кто посмел посягнуть на священное дерево. Вот одна из них — о
почитаемой липе, росшей близ города Троицка в Пензенской губернии.
Липу в народе называли «Ис-колена», так как, согласно местному
преданию, она выросла из колена убитой здесь невинной девушки. Липа
обладала целебными свойствами, и к ней часто приходили больные.
Местный священник, видя в этих паломничествах языческий обычай,
потребовал срубить липу, но никто из крестьян не осмелился поднять
топор на священное дерево. Тогда за рубку взялись сам священник и
жандарм, но при первом ударе топора из-под коры липы брызнула кровь
и ослепила обоих. И лишь после просьб о прощении у дерева,
принесенных по совету знающей старушки, они получили исцеление.
Упавшие от старости или сгоревшие священные деревья старались
оставлять в нетронутом виде. Вместе с тем в русской народно-
православной традиции известны довольно многочисленные случаи
сооружения прямо на останках ствола издревле почитаемого дерева
креста или небольшой часовенки. Широко также была распространена
практика строительства церквей на местах, где когда-то стояли
священные деревья, и напротив — сажать дерево там, где прежде
находился православный храм. В севернорусских преданиях и традиции
возведения церквей встречается обычай строить непосредственно
вблизи дерева, на котором была явлена икона. Согласно преданиям,
такое дерево не поддается рубке.
Как и почитаемые камни, священные деревья часто отличались
какими-либо особенностями формы и строения, а также
месторасположением. Кроме того, это были, как правило, старые, более
чем векового возраста, деревья. Издавна почитали деревья с
необычными наростами, дуплами, расщепленными стволами,
выступающими из-под земли корнями, а также выросшие из одного
корня деревья с двумя или тремя стволами. Их считали исцеляющими и
широко использовали в лечебной практике: между стволами таких
деревьев пролезали больные, родители или знахарки протаскивали детей с
тем или иным недугом. Нередко на ветвях священного дерева в
качестве жертвы оставляли старую одежду больного и здесь же
переодевали его в новую. При этом следовало поклониться дереву со
словами: «Прости, Матушка-сыра земля, и Свято Дерево, отпусти», — а у
корней его оставить хлеб и соль.
В мифологической структуре мирового пространства дерево
соотносится с образом о мировой оси, соединяющей разные миры, о чем
уже говорилось выше. Отсюда в обрядовой практике и мифопоэтических
текстах роль дерева как объекта, связанного с взаимообменом между
мирами, а также символа, имеющего отношение к изменениям статуса
фольклорного персонажа или человека, поскольку в случаях такого рода
для носителя мифологического сознания всегда оказывается значимой
связь с предками, «участвующими» в определении судьбы потомков. В
другом разделе книги пойдет речь о значении такого дерева, как береза,
в троицких обрядах у русских, связанных с определенными
половозрастными группами крестьянской общины — девушками,
достигшими брачного возраста, и молодыми замужними женщинами.
|
|