Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
камня обусловили его восприятие в традиционной культуре как символа 
неживой  природы  и,  соответственно,  смерти.  В  сказочной  реальности 
смерть может материализоваться непосредственно в образе камня; так, в 
одной их  сказок  змей  говорит: «Есть на острове камень, а в  том камне 
заяц, а в том зайце вутка, а в той вутке яйцо, в том яйце жавток, а в том 
жавтке каменек: то моя смерть!» 
Чтобы  лишить  сказочного  или  былинного  героя  движения  и 
возможности действовать, его противник, наделенный магической силой, 
на время или навсегда превращает его в камень. Временное окаменение 
—  один  из  главных  мотивов  былины  о  богатыре  Михайле  Потыке.  Он 
окаменевает,  когда  его  жена-противница  Марья  Лебедь  Белая, обладающая  
волшебной  силой,  прикасается  к  нему  камнем  из  чистого 
поля: 
Отвозила его да во чисто поле, 
Xватала тут да бел горюч камень, 
Колотила его да по правой щеки: 
Окаменей ты, Михайла, ровно на три годышка 
, Как три года пройдет, пройди да сквозь землю! 
Поворотила его большим камнем. 
Когда волшебные помощники оборачивают богатыря из камня, он, 
как  и  разрубленные  на  куски,  а  потом  оживленные  мертвой  и  живой 
водой сказочные герои, говорит: «Как долго я спал». 
Природные  свойства  камня —  твердость  и  долговечность  широко 
использовали при  строительстве домов. Камни, уложенные в основание 
постройки,  служили прочным фундаментом. Вместе  с  тем, по поверьям, 
камень может обидеться на человека и отомстить за то, что его сдвинули 
с  родного  места.  Вот  как  об  этом  рассказывается  в  одной  из 
севернорусских  быличек. Xозяин  для  постройки  хлева  взял  большой 
камень с поля и разбил его на куски для фундамента. После постройки 
хлева  камень  стал  являться  хозяину  во  сне  и  просить  вытащить  его 
осколки из фундамента, грозя наказанием. Xозяин, не веря снам, ничего 
не делал до тех пор, пока в хлеву не стала дохнуть скотина. Пришлось 
ему тогда вернуть осколки камня на то место, где он лежал раньше. 
В  мифологических  представлениях  камень  по  признаку  твердости 
соотносился с мужским началом, что отразилось в белорусском поверье: 
если в земле под супружеской кроватью находится камень, то женщина 
непременно  забеременеет мальчиком.  У  белорусов  также  было  принято 
новорожденному  мальчику  перерезать  пуповину  камнем,  что,  согласно 
народному  мировоззрению,  способствовало  формированию  в  нем 
мужских качеств и, в частности, силы. 
Церковь  осуждала  почитание  камней,  как  и  других  природных 
стихий  и  объектов.  Поздние  легенды  утверждают,  что  в  камнях  живут 
демонические  духи,  враждебные  христианской  вере.  В  одном  из 
старинных  поучений  против  язычества  содержится  призыв: «Не нарицайте  себе 
 бога <…>  в  камени».  Однако  поклонение  камням 
продолжало  сохраняться  на  протяжении  веков  после  принятия 
христианства,  приобретя  так  называемый  народно-православный 
характер.  Под  влиянием  христианства  почитание  камней  в  народной 
традиции  стало  связываться  с  именами  Господа,  Богородицы  и  святых, 
как  общеправославных,  так  и  местнопочитаемых.  Особенно  широко 
христианизированное  почитание  камней  распространено  на  Русском 
Севере,  где  камни-святыни  называются «поклонными».  Нередко  около 
таких камней устанавливали кресты, на которые «по завету» приносили 
полотенца,  детали  одежды,  деньги.  В  Каргополье  находится  довольно 
много камней, почитание которых связывается с именем св. Александра 
Ошевенского,  основавшего  монастырь  неподалеку  от  Каргополя. 
Легенды  соотносят  особенности  формы  и  отметин  этих  святынь  с  теми 
или иными действиями святого. 
В  Псковской  области,  также  изобилующей  почитаемыми  камнями, 
есть,  например, «камень-кресло»,  на  который,  согласно  местной 
легенде, упал Бог, и многие десятилетия на святыню в качестве жертвы 
кладут  первые  собранные  лесные  ягоды.  Далеко  за  пределами 
Псковской области известен находящийся здесь на территории Гдовского 
района,  камень  со  следками  Богородицы,  располагающийся  в  ручье.  К 
камню и в настоящее время приходит много паломников, чтобы почтить 
святыню и выпить целебной воды из следков для получения здоровья и 
исцеления. 
Издавна  на  Псковщине  в  Никандровской  пустыни  почитаем  и 
камень, служивший, по поверьям, изголовьем для ложа св. Ни-кандра. В 
местном  письменном  документе,  отражающем  сведения  за 1735  год, 
сообщается, что во время крестных ходов этот камень носили наравне с 
иконами. 
Со  многими  почитаемыми  камнями  связывались  представления  о 
совершении  заветных  желаний.  Так,  в  Новгородской  области  есть 
камень,  на  который,  согласно  легенде,  наступал  ногой  св.  Антоний 
Леохновский  при  входе  в  свое  жилище.  Для  исполнения  желания,  по 
народным поверьям, нужно поставить ногу в углубление, оставшееся на камне  со  
времен  отшельничества  св.  Антония.  В  Тихвине  в  монастыре 
тоже существует камень, на который издавна садятся люди, загадав свое 
сокровенное желание, в надежде на его осуществление. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-