|
И от камешка лежит три росстани,
И на камешке было подписано:
«Во перву дороженьку ехати — убиту быть,
В другую дороженьку ехати — женату быть,
Третью дороженьку ехати — богату быть».
При этом камень выступает в роли границы, за которой герой
должен обрести одну из трех судеб. Однако, как выясняется позже, все
три дороги ведут к смерти. На первой дороге героя ждут разбойники; на
второй — встреча с королевичной-обман-щицей, которая всех проезжих
молодцев засаживает в «погреб сорока сажен», причем детали описания
этого погреба не оставляют сомнений, что он представляет собой
могильное пространство. Лишь Илье Муромцу под силу справиться с
препятствиями этих двух дорог. Отправляясь же по третьей, он находит
клад, на средства которого строит церковь, после чего все-таки умирает.
В сказках «чужое» для героя царство — «тридесятое» — обычно
находится за каменной оградой, высота которой обозначается иногда
как «от земли до неба», так что «ни зверь не пробежит, ни птица не
пролетит». Чтобы попасть туда и добыть диковинный предмет или
невесту, вернуть украденную противником мать, сестру или жену, герою
нужно перепрыгнуть через эту стену, что оказывается возможным только
с помощью волшебного коня. В некоторых сказках при возвращении
героя из тридесятого царства конь, перепрыгивая через преграду,
задевает стену одним копытом и окаменевает. Проникновение в чужое
государство нередко требует не перепрыгивания каменной стены, а
испытания силы героя, связанного с тяжелым камнем: его необходимо
сдвинуть, перекинуть через плечо или закинуть на гору. В одной из
сказок герой отправляется разыскивать похищенную мать: «доехал до горы
<…> до чугунного камня пудов в полтораста, на камне надпись: кто
этот камень бросит на гору, тому и ход будет <…> Иван-царевич с
одного маху забросил на гору — и тотчас в горе показалась лестница».
В мифопоэтических текстах камень становится символом преграды
вообще. Особенно хорошо это видно в сказках, где герой, спасаясь от
погони при возвращении из тридевятого царства, бросает за спину
данный волшебным помощником камень, и сзади вырастают горы,
преграждающие преследователю путь.
Соответственно пограничному положению камня в рамках
пространственной структуры мифологической системы, он является
центром, около которого сконцентрированы всевозможные магические
силы, имеющие потустороннюю природу. В заговорах сидящими на
камне часто изображаются персонажи, к которым обращаются за
помощью: болезни (щепоты, ломоты, порчи, переполохи), тоска,
имеющие хтоническую природу щука и змея, чемерь-чемерица-красная
девица, огненные отроковицы, стар матер человек, а также персонажи
Священного Писания — Богородица, Иисус Xристос, св. Николай,
евангелисты, ангелы. Под камень же, откуда нет выхода, в заговорных
текстах отсылаются опасные для человека силы, например: «Подите вы
всякие порчи <…> в синее море, в морскую пучину, под бел камень, под
белой остров, и тамо выходу нень». В сказке под камнем живут
волшебные противники — змей, Баба-Яга, мужичок с ноготок борода с
локоток и другие, а также помощники героя, что свидетельствует об их
иноприродном происхождении в восприятии носителя мифологического
сознания. Появление помощника, о котором стоит лишь подумать, может
быть, например, результатом соприкосновения героя с камнем: «Идет
Иван-царевич дорогою и горько плачет. Сел на камешек, чтобы
отдохнуть, и вспомнил о Дивьем муже. Глядит, а Дивий муж стоит перед
ним, словно из земли вырос» Волшебного помощника можно также
вызвать, черкнув кремнем и кресалом.
В сказочных и былинных текстах под камнем находятся волшебные
предметы, необходимые герою для его путешествия:
Отправлялся Илей к стольному городу Киеву. Пришел к тому камени неподвижному,
На камени была подпись подписана:
«Илей, Илей, камень сопри с места неподвижного,
Там есть конь богатырский тебе,
Со всеми-то доспехами богатырскима,
Там есть-то шуба соболиная,
Там есть-то плеточка шелковая,
Там есть-то палица булатная».
В сказках эти волшебные предметы, в том числе и необычный конь,
как правило, оказываются «дедушкиными», то есть даром предка для
героя.
Подобно тому как в лечебной практике камень играет роль
целебного средства, в сказках камень выступает в качестве магического
предмета, который дает герою богатырскую силу или необычное знание.
Так, в сибирской сказке «О трех богатырях — Вечернике, Полуношнике
и Световике» герои встречают волшебного противника, который
предлагает: «здесь выдался из скал белый каминь гарючий, лизни вот, и
сила вдвоя прибудет». В самарской сказке герой Стенька убивает
чудовище Волкодира и лижет камень, найденный в его желудке. Это
дает Стеньке знание всего, что есть на свете.
Xолодность, неподвижность, долговременная неизменяемость
|
|