Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
его во время борьбы с земной тягой: ноги Святогора уходят в камень или 
в  каменную  плиту,  и  он  окаменевает.  В  Оренбургской  области, 
неподалеку  от  села  Григорьевка  находится  необычной формы  большой 
камень  синего цвета,  о  возникновении  которого  существует  следующая 
легенда:  родители  не  дали  дочери  благословения  на  брак,  однако 
несмотря  на  это,  она  решила  выйти  замуж;  но  не  успели  поезжане 
отъехать  от  селения,  как  в  наказание  за  ослушание  весь  свадебный 
поезд, окаменев, навеки остался на дороге. В  космогонических  представлениях  
камень  воспринимается  как 
опора, основание,  земной пуп,  граница между мирами. В  этой  связи не 
случайно, что образ камня очень часто встречается в ми-фопоэтических 
текстах,  где  оказывается  и  одним  из  существенных  пространственных 
ориентиров, и магическим предметом, которые связаны с изменениями в 
судьбе  того  или  иного  фольклорного  персонажа  или  человека.  В 
заговорах,  например,  он  выступает  в  роли  сакрального  предмета,  к 
которому  совершается мысленное путешествие для  того,  чтобы достичь 
желаемой  цели.  Сакральность  образа  камня  обусловливается  его 
пространственной  закрепленностью  на  границе  между «своим»  и 
«чужим» мирами. Поэтому с ним зачастую связан мотив замков: «Лежит 
ли бел камень Алатырь в мори-окияне, круг того камня тридесят замков 
железных»  Иногда  камень  сам  выступает  в  роли  замка: «Казанская 
Богородица  печать  свою  приложила  златым  своим  перстнем.  Всегда 
отныне и до веку. Замок камень. Аминь, аминь, аминь». 
Многовековое  использование  камней  в  магических  обрядах 
лечебной  и  охранительной  практики  объясняется  характеристиками 
этого  природного  явления  и  их  осмыслением  в  мифологических 
представлениях,  начиная  с  древних  времен.  К  значимым  признакам 
камня относятся такие, как твердость, крепость, долговечность, тяжесть, 
неподвижность, холодность. 
В случае болезни или несчастья люди совершали паломничества к 
почитаемым камням, приносили им жертвы в виде хлеба, тканых вещей 
—  полотенец,  платков,  ленточек,  а  также  денег,  которые  оставляли 
рядом  или  развешивали  на  растущих  вблизи  деревьях.  На  территории 
Белоруссии еще в XIX веке сохранялся обычай оставлять на священных 
камнях дары. У русских до сих пор в углублениях на поверхности таких 
камней  оставляют  монетки.  Вода,  остающаяся  во  впадинах  на  верху 
камней,  осколки  разрушившихся  святынь  являлись,  по  народным 
представлениям,  целебными.  В  лечебной  магии  использовали  также 
камни-белемниты удлиненной формы, называвшиеся «громовиками» или 
«громовыми  стрелами»,  архаичные  представления  о  которых 
рассматривались  выше.  Около  священных  камней  совершали  ритуалы, 
направленные  на  защиту  от  болезней:  так,  неподалеку  от  Тулы  был 
известен  камень,  вокруг  которого  в  случае  падежа  скота  совершали 
обряд опахивания. В украинской традиции, чтобы не болела голова, при 
первом  ударе  грома  старались  трижды  прикоснуться  камнем  к  своей 
голове.  В  Полесье  в  Чистый  четверг  до  восхода  солнца  трижды 
вспрыгивали  на  камень,  чтобы  быть  здоровым.  В  хозяйственной  магии 
признак  крепости  камня  старались  сообщить  некоторым  огородным 
культурам:  так,  например,  чтобы  кочаны  капусты  выросли  большими, 
плотными  и  твердыми,  при  ее  посадке  на  грядку  клали  камень.  Чтобы 
дикие  звери  не  трогали  скотину  во  время  сезона  пастьбы,  в  землю 
зарывали камни, принесенные с  трех пастбищ, со словами: «Эти камни 
волку  в  зубы».  Интересно,  что  в  профессиональное  знание  пастуха 
входили  магические  приемы,  при  совершении  которых  в  случае 
появления на пастбище медведя опасный зверь вместо коров видел, по 
поверьям, камни. 
Охранительное значение для живых имело использование камней в 
погребальной  обрядности.  Согласно  мифологическим  представлениям, 
твердость,  тяжесть  и  неподвижность  камня  не  позволяют  мертвым 
беспрепятственно  проникать  в  мир  живых.  Поэтому  издавна  у  многих 
народов, в том числе и у древних славян, камни широко употреблялись в 
практике захоронений. Вот как, например, сооружали могилу у бодричей 
— одного из древних  западнославянских племен: над прахом  усопшего 
воздвигали  из  земли  и  камней  огромный  холм,  окружали  его 
правильными  рядами  торчащих  камней,  а  на  верху  могилы  клали 
огромный  камень.  Особенности  подобного  оформления  могил  нашли 
отражение в похоронных причитаниях русских: 
Позакрыли нам надежу с гор желтым песком, 
Накатили тут катучи белы камешки. 
Пришедший из древних времен обычай устанавливать надгробные 
камни и плиты существует по сию пору в культурах многих народов. 
Определение  собой  границы  между  мирами  или «царствами» — 
одна из  самых важных функций образа камня в фольклоре. В  сказке и 
былинном  эпосе  появление  камня  на  пути  героя,  испытывающего  свою судьбу,
  почти  всегда  означает,  что  ему  придется  побывать  в  царстве 
смерти,  соприкоснуться  с  нею.  Так,  в  былине  о  трех  поездках  Ильи 
Муромца  богатырь  на  распутье  встречает  необычный  камень, 
предсказывающий как будто разные варианты судьбы: 
Едет добрый молодец да во чисто поли, 
И увидел добрый молодец да латырь камешок, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-