Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
В  Новгородской  губернии  верили,  что  леший  в  образе  вихря 
хватает  и  уносит  с  собой  проклятых  людей.  Чтобы  утащить  младенца, 
которого  прокляли,  он  может  даже  проникнуть  через  печную  трубу  в 
избу.  Если  только  проклятый  снял  с  себя  крест,  принял  от  лешего  еду 
или  в  течение  буйства  вихря  родные  не  смогли  его  найти  с  помощью 
знающих людей, то пропавший исчезает безвозвратно, тоже став вихрем. 
Главной  особенностью  вихря  является  его  вредоносная 
разрушительная  деятельность.  Он  выворачивает  с  корнем  деревья, 
срывает крыши с домов, разбрасывает собранное на лугах сено, уносит 
оставленные на улице и даже находящиеся в закрытом дворе предметы. 
Встреча  человека  с  вихрем  может  привести,  по  народным 
представлениям,  к  тяжелым  болезням,  увечьям,  параличу,  потере 
разума,  смерти.  По  поверьям,  болезни,  полученные  от  вихря, 
неизлечимы.  В  народе  до  сих  пор  не  редки  воспоминания  о  том,  как 
вихрь безвозвратно унес того или иного человека. 
В  результате  вихря  на  деревьях  появляются  своеобразные 
«колтуны» в виде  скопления веток. В Сибири их называли «вихоревым 
гнездом» или «ведьминой метлой». Эти ветки крестьяне использовали в 
качестве  оберега:  подвешивали  на  скотном  дворе,  а  утром  в  Чистый 
четверг ими окуривали  скотину. Повсеместно  у русских, чтобы оберечь себя  при 
 появлении  вихря,  было  принято  креститься  и  произносить 
молитвы.  В  Пермской  губернии  говорили: «Вихрь,  тебе  дорога,  мне 
другая».  На  Вологодчи-не,  пытаясь  остановить  вихрь,  к  нему 
обращались  со  словами: «Аминь,  аминь,  аминь,  рассыпься!»  Здесь  же 
существовал  запрет  во  время  вихря  бросать  нож,  что,  по  поверьям, 
могло привести к несчастью. Когда случалась буря, крестьяне старались 
не  есть,  так  как  считалось,  что  нечистая  сила,  находящаяся  в  вихре 
останавливается там, где чувствует еду. На Русском Севере верили, что 
вихрь может появится, если кто-нибудь свистит; поэтому здесь, особенно 
у  промысловиков,  находящихся  в  море,  всегда  строго  останавливали 
свистящего. 
Вместе с тем к вихрю, как и к другим природным стихиям, нередко 
обращались  в  магических  обрядах.  Так,  как  и  к  ветру,  к  вихрю 
обращались  в  заговорах,  чтобы «отсушить»  нелюбимого  человека,  то 
есть  уничтожить  его  любовь.  Вот  пример  сибирского  заговора  такого 
типа: 
Пойду  я  в  поле  на  травы  зелены,  на  цветы  лазоревы.  Навстречу 
мне бежит дух-вихорь из чистого поля со своею негодною силою, с моря 
на  море,  через  леса  дремучие,  через  горы  высокие,  через  долы 
широкие; и как он бьет травы и цветы ломает и бросает, так же бы раб 
Божий (имярек) бил, ломал раба Божьего (имярек) и бросал, и на очи не 
принимал, и до себя вплоть не допущал, и казался бы тот человек пуще 
змея  лютого,  и жгло,  и  палило  бы  его  огнем,  громом  и  молнией.  Тому 
слову моему нет края и конца, ни переговору и недоговору. Образ вихря 
встречается  в  русских  сказках,  где  он  обычно  похищает  царевну  и 
уносит  в  тридесятое  царство.  Известен  также  сказочный  герой  Вихорь 
Вихоревич,  который,  соответственно  традиционным  представлениям  о 
природной стихии, наделен волшебной богатырской силой. 
Мороз  
В  земледельческой  культуре  русских  крестьян  мороз 
воспринимался  как  важная  природная  стихия,  с  которой  необходимо 
было  поддерживать  добрые  отношения,  чтобы  обеспечить  хороший 
урожай. Ведь  несвоевременное  появление мороза может  испортить  или полностью 
 уничтожить  посевы.  В  мифопоэтичес-ких  текстах  восточных 
славян  стихия мороза  персонифицируется  в  образе  старика  низенького 
роста,  с  длинной  седой  бородой,  который  бегает  по  полям  и  вызывает 
стуком трескучие морозы. Народные поверья о морозе у русских нашли 
отражение  в  различных  жанрах  фольклора.  В  загадке  о  морозе 
«Дедушка  мост  мостит  без  топора  и  клиньев»  он  представляется  как 
необычный  мастер,  нерукотворно  и  без  инструмента  создающий  свои 
творения.  Эта  стихия  обладает  огромной  силой,  о  чем  свидетельствует 
поговорка «Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет». Даже небольшой 
мороз всех лишает спокойствия: «Мороз невелик, да стоять не велит». 
В  сказках  мороз  выступает  в  функции  помощника  сказочного 
героя, которому для выполнения трудных задач оказывается необходима 
помощь  мифологических  существ,  способных  управлять  природными 
стихиями.  Этот  помощник  называется  Трескуном  или  Студенцом  и 
изображается  в  мужском  облике.  В  одной  из  сказок  это  старик  с 
завязанной  головой.  Когда  его  спрашивают,  почему  у  него  завязана 
голова, он объясняет: «Волосы завязаны; как их опущу, так и сделается 
мороз». Иногда в сказках у Мороза-Трескуна шляпа надета на одно ухо, 
и когда сказочный герой ругает его за это, тот отвечает: «Если я надену 
шляпу  прямо,  то  будет  страшный  мороз  и  птицы  упадут  мертвыми  на 
землю».  Мороз  здесь  предстает  как  персонаж,  воплощающий  образ 
хозяина погоды, который наделен губительной силой, но в то же время, 
зная  о  ней,  заботится  о живых  существах, могущих  пострадать  от  этой 
силы.  В  некоторых  сказках  облик  Трескуна  как  будто  не  соответствует 
его  силе: «идет  старик  старый,  старый,  сопливый,  сопли,  как  с  крыши 
висят  замерзши,  с  носа  висят», —  но  только  он  может  помочь  герою 
выполнить  задачу  царевны,  желающей  извести  товарищей  в  жарко 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-