|
натопленной бане: помощник «живо вскочил в баню, в угол дунул, в
другой плюнул — вся баня остыла, а в углах снег лежит». Всем известен
также и сказочный персонаж Мороз-ко — строгий, но справедливый
старик, наказывающий невежливых и ленивых героев и одаривающий
тех, кто ведет себя правильно. Мороз не случайно изображается и
называется стариком: в сказке как жанре, отражающем мифологические
представления, эта характеристика указывает на возраст в рамках не
человеческой жизни, а существования мифологического персонажа.
Мороз в этом плане оказывается не просто старым, а древним, то есть
принадлежащим к временам первотворения.
В традиционной культуре русских вплоть до начала XX века
сохранялся обряд кликанья мороза — зазывания его на трапезу и
угощения ритуальной пищей. Этот обряд приурочивался к некоторым
переломным моментам в году, прежде всего к святочному периоду. Во
Владимирской и Псковской губерниях мороз кликали в канун Рождества,
на Смоленщине — в Васильев вечер, кое-где на Псковщине — в
крещенский сочельник. Период Святок, захватывающий конец старого
года и начало нового, осмыслялся в народной традиции как значимая
временная точка, определяющая будущее, и как сроки безраздельного
господства холодов. В русской традиции существовали представления о
своевременности холодов, которые так и назывались «рождественские»
и «крещенские» морозы. В народных приметах их наличие или
отсутствие связывались с будущим урожаем или неурожаем. В
Московской, Владимирской, Калужской, Новгородской, Тверской
губерниях обряд кликанья мороза совершали в Сороки, Чистый четверг
или на Пасху — праздники, отмеченные в крестьянском сознании как
рубежи времен года — зимы и весны, — когда наступает пора убывания
холодов.
Обряд зазывания мороза представлял собой вынос ритуальной
пищи в определенное место и время, при этом произносилась
специальная приговорная формула. Исполнителем обряда был, как
правило, старший в доме по возрасту и статусу — хозяин или хозяйка. В
рамках суток кликанье производилось в полночь — перед
сочельническими трапезами в Святки, утром — после пасхального
разговления или после приготовления обрядовой пищи в Чистый
четверг, или днем — во время праздничного обеда в Пасху.
Пища, которой угощали мороз, являлась обязательным блюдом
праздничных трапез. У русских наиболее распространено было
кормление мороза овсяным киселем; но в западно-русских местностях — в
Смоленской и Псковской губерниях — мороз зазывали, как и у
белорусов, на кутью. В качестве угощения могли использовать и блины.
В начале XX века в некоторых местах мороз закликали уже не с
обрядовой пищей (кутья, кисель, блины), а с тем, что было на
праздничном столе: похлебка или щи. Вот как кликали мороз в
Псковской губернии:
Дед-Мороз, Дед-Мороз!
Приходи блины есть и кутью!
А летом не ходи, огурцы не съедай,
Росу не убивай и ребятишек не гоняй.
Если обряд совершался до трапезы, то морозу отдавали первую
ложку кутьи или киселя; если же по окончании — то выносили остатки
обрядового блюда. Так, во Владимирской губернии кисель готовили в
Чистый четверг и сохраняли его до Пасхи. В Пасху же разговлялись
прежде всего киселем, а после обеда хозяин выносил его остатки на
улицу или раскрывал окно и приглашал мороз.
Места, где совершалось кликанье мороза и где оставляли для него
еду, имели особое значение для крестьянского сознания. Зазывали в
открытое окно или выходили на порог, крыльцо, в огород. В Московской
губернии звали мороз в открытую печную трубу. Кисель или кутью
оставляли также на окне снаружи, относили в подпол и ставили на
подпольное окошко, выплескивали через порог на улицу или выливали в
огороде. Все эти пространственные ориентиры в мифологических
представлениях имеют значение границы между «своим» и «чужим»
мирами (окно, порог, крыльцо), являются «каналами» связи между
«мирами» (печная труба) или местами, где могут появляться
представители «иного» мира (подпол — нежилая часть дома; огород,
улица — «чужое» пространство за пределами «своего» — дома).
Смысл обряда кликанья мороза в значительной мере объясняется в
его словесном оформлении:
Мороз, мороз,
Ступай к нам кисель есть;
Не бей рожь и житарь, А на посконь воля твоя.
Важным в приговорах является приглашение прийти «сейчас», то
есть когда совершается обряд, и поесть киселя или кутьи. Далее в
приговоре обычно следует просьба не приходить в другое время —
летом, ранней весной, — чтобы не морозить овес и рожь, не съедать
огурцы, не убивать росу, не морозить «курчат» (цыплят), поросят, ребят.
Иногда в ритуальных приговорах звучит пожелание, чтобы мороз
оберегал посевы: «Мороз, мороз, поди к нам кисель с молоком хлебать,
чтоб тебе наше жито и поле оберегать, градом не бить, червем не точить
|
|