Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
крепко.  Вера  в  разрушительную  или  благотворную  силу  ветра обусловила  
формирование  обрядов  и  магических  действий, 
направленных  на  его  умилостивление.  Чтобы  задобрить  стихию, 
совершали обряд «кормления» ветра. В качестве дара или жертвы ветру 
у  многих  славянских  народов,  в  том  числе  и  у  русских,  использовали 
хлеб,  муку,  крупу,  остатки  праздничных  блюд.  Так,  например,  на 
Смоленщине  лечение  болезней,  принесенных  ветром,  включало  относ 
(подарок) ветровому духу, при этом говорили: 
Xозяин батюшка, прости раба и рабу. 
Вот тебе хлеб и соль и 
низкий поклон от раба Божия (имярек)! 
Ты,  и  крестовой [то  есть  находящийся  на  перекрестке  дорог],  и 
пудовой [устрашающий], 
ты, дворовой, и северный, 
и южный, и западный, 
и всходный, и лесовой, 
и полевой, и водяной, 
и ночной, и полуночный 
и денной, и полуденный, 
и все вы, меня, грешного простите 
Заговор произносили три раза и трижды обводили краюшкой хлеба 
вокруг головы больного, а затем хлеб клали около его постели по левую 
руку. 
Оберегом  от  ветра  у  русских  считались  густые  веники,  которые 
затыкали под крышей дома. А самой лучшей защитой во время сильного 
ветра с метелью, когда, по поверьям, на полях играют черти и мертвые 
выходят  из  могил,  почиталась  молитва: «Да  воскреснет  Бог»  Чтобы 
избежать появления ветра, на Русском Севере соблюдали запрет мотать 
нитки  летом  на  закате  солнца,  в  Полесье —  сжигать  старый  веник,  у 
украинцев —  разорять  муравейник.  До  сих  пор  повсеместно  у  русских 
известен  запрет  свистеть  в  доме,  иначе,  согласно  народным 
представлением, денег не будет, так как они будут «пущены на ветер». 
В  фольклорном  жанре  загадки,  сохранившем  древние 
мифологические  представления,  встречаются  очень  яркие,  емкие  и точные  
характеристики  природной  стихии  ветра: «Без  рук,  без  ног,  по 
полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, траву к земле пригибает». 
В загадке о дороге и ветре последний представляется таким быстрым в 
движении,  что  его никому не догнать: «Есть  у дедушки  конек —  всему 
свету  не  догнать,  есть  у  бабушки  новинка —  всему  свету  не  скатать». 
Ветер  зачастую  сравнивается  с  одним  из  самых  быстрых  и  сильных 
животных —  конем:  в  народе  о  ветре  говорят,  что  он — «жеребец, 
которого всему миру не сдержать». 
Вихрь  
В народных представлениях вихрь — это крутящийся ветер, отсюда 
его другое название «крутень». Он считался нечистым и самым опасным 
ветром для людей. Мчащийся вихрь имеет вид столба с закрученными в 
нем  соломой,  листьями,  различными  предметами.  Чаще  всего  он 
представляется  черного цвета,  с  огромными руками,  сметающим  все на 
своем пути. По поверьям, в вихре можно увидеть нечистый дух в облике 
молодого  человека;  для  этого  нужно  повернуться  к  нему  спиной  и 
взглянуть  через  левую  руку  или  через  рукав  или  же  нагнуться  и 
посмотреть  назад  между  ног.  На  Русском  Севере  считали,  что  вихрь 
можно ранить, бросив в него нож. 
В  отличие  от  ветра,  вихрь  однозначно  воспринимался  как  злое, 
враждебное  начало,  связанное  с  нечистой  силой.  Его  возникновение 
связывали  с  действиями  демонических  существ,  которые  могут 
воплощаться  в  него.  Причиной  появления  вихря,  согласно 
мифологическим  представлениям,  может  стать  также  нарушение 
природных законов и ритуальных запретов. Разрушительная сила вихря 
воспринималась  как  реакция  природы  на  нарушение  человеком  норм 
поведения.  Так,  например,  вихрь  может  подняться  над  оскверненной 
могилой,  разбросать  сено,  которое  накошено  в  праздник,  то  есть  в 
неположенное время. В народе  также верили, что вихрь поднимается в 
случае  неправильной,  нечистой  смерти —  самоубийства.  У  русских 
считали,  что  вихрь  гонит  душу  висельника.  Вихрем же  сопровождается 
смерть  колдуна  или  ведьмы.  Под  влиянием  христианства  в  некоторых 
местностях в народе утвердилось представление о том, что вихри — это души  
грешных  людей,  которые  носятся  по  земле,  не  находя  покоя. До 
настоящего  времени  широко  бытуют  рассказы  о  том,  что  вихрем 
прилетает  домой  душа  умершего  мужа,  по  которому  тоскует  вдова.  В 
представлениях  русских  существует  специальный  мифологический 
персонаж,  образующий  вихрь:  в  разных  местностях  его  называли 
«вихорным», «вихравым», «вихриком». 
По  народным  поверьям,  в  вихре  танцуют,  справляют  свадьбу  или 
дерутся  разные  представители  нечистой  силы:  черти,  ведьмы,  лешие, 
полудницы. На  Тамбовщине  вихрь  считали  ветряным  духом,  у  которого 
имелись  сестры  Буря,  Метель  и  Вьюга.  На  них,  по  народным 
представлениям,  катаются  злые  духи  во  время  своих  свадеб.  Живет 
вихрь  с  сестрами  среди  скал  на  острове  Буяне,  и  их  по  очереди 
выпускают на волю. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-