Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
уровня  пустоты,  или  смешанность  стихий-первоэлементов,  отсутствие 
формы  и  упорядоченности.  В  хаосе  не  существует  единого  принципа 
устройства,  и  он  совершенно  непредсказуем.  К  характеристикам  хаоса 
относится его связь с водной стихией и наличие в нем энергии, которая 
может  привести  к  порождению  жизни.  В  некоторых  мифологиях  хаос 
воплощается  в  образе  первородного  океана,  в  котором  содержатся 
разные стихии в неразделенном состоянии. 
Космогония,  или  процесс  творения  космоса,  мира,  представляет 
собой ряд последовательных актов. Сначала смешанные в хаосе стихии 
—  огонь,  вода,  земля,  воздух, —  обычно  являющиеся  первичным 
материалом  для  строительства  космоса,  разъединяются.  Затем 
начинается  наполнение  пространства  элементами-стихиями, 
конкретными  объектами:  ландшафт,  растения,  животные.  Одно  из 
последних цепей творения — человек. О его происхождении повествуют 
антропогонические  мифы,  являющиеся  частью  космогонических  мифов. 
В  целом  космогонические  мифы  соответствуют  сюжетной  схеме,  в 
которой  движение  осуществляется  от  прошлого  к  настоящему,  от 
божественного  к  человеческому,  от  космического  и  природного  к 
культурному и социальному.  
 
История жизни человека. Икона (XVIII в.). 
Результат процесса  творения мира — космос — в мифологическом 
сознании  наделен  определенными  характеристиками,  которые  отчасти 
содержатся  в  самом  его  названии.  Так,  греческое  слово  ??????  имеет 
значения «порядок», «упорядоченность»; «строение», «устройство», 
«мировой  порядок», «мир», «украшение».  Черты  космоса 
противоположны  признакам  хаоса.  Для  космоса  свойственны  такие 
особенности,  как  целостность,  членимость  пространства  и  времени, 
упорядоченность  и  организованность,  соответственно  присутствию 
некоего  общего  закона,  а  также  эстетическая  отмеченность, 
«украшенность»,  гармония.  При  этом  космос  всегда  вторичен  по 
отношению к хаосу по времени. Он часто возникает из хаоса по модели 
«прояснения» и «заполнения»:  тьма преобразуется в свет, пустота — в 
заполненность,  аморфность —  в  порядок,  непрерывность —  в 
раздельность, безвидность — в «видность». В отличие от хаоса, космос 
характеризуется «временностью».  Он  имеет  начало,  возникновение  и 
конец, гибель — в форме катастрофы (чаще всего это вселенский потоп 
или  пожар)  или  постепенного «снашивания»  космического  начала, 
порядка.  Об  этом  повествуют  примыкающие  к  космогоническим  так 
называемые  эсхатологические  мифы,  представляющие  собой  рассказы-
пророчества  о «конце  мира».  Согласно  мифологическому  сознанию, 
возникающий  космос  оттесняет  хаос  от  своего  центра,  из  рамок 
создавшегося мира, но не преодолевает, не побеждает его окончательно. 
Это  соотношение  космоса  и  хаоса  может  мыслиться  как  объятость космоса  
хаосом,  первозданным  океаном.  Сферическая  схема  может 
также  заменяться  вертикальным  или  горизонтальным  типом:  при  этом 
хаос  воспринимается  находящимся  ниже  космоса  или  на  крайней 
границе мира — на севере или западе, за пределами «белого света». 
У  русских  космогонические  мифы  как  таковые  не  сохранились. 
Большинство  легенд  этиологического  характера —  о  происхождении 
Земли, всего живого на ней, в том числе и человека, — сохранившиеся в 
народной  памяти,  сложились  в  позднее  время,  с  распространением 
христианской  культурной  традиции.  На  формирование  этих  текстов 
оказали  влияние  как  каноническое  вероучение,  так  и  апокрифические 
произведения, не принятые христианством. Вместе с тем дохристианские 
представления о возникновении мира и его устройстве нашли отражение 
в  обрядовой  практике,  а  также  в  произведениях  разных  фольклорных 
жанров:  эпосе,  сказке,  заговорах,  легендах,  преданиях,  духовных 
стихах, обрядовой поэзии. 
Мифы  и  мифопоэтические  тексты  воспроизводят  разные  модели 
творения  мира.  В  мифологиях  многих  народов  широко  распространен 
мотив его порождения необыкновенным образом: из частей тела творца 
—  бога  или  человека. При  этом  иногда  сам  творец  исчезает,  гибнет — 
приносит  себя  в  жертву.  Эта  архаическая  модель  нашла  отражение  в 
русских  духовных  стихах,  получив,  соответственно  природе  жанра, 
христианскую  окраску.  В  стихе  о  Голубиной  книге «белый  свет»  берет 
начало  от  Бога  Саваофа,  человека  божественной  природы —  Иисуса 
Христа, и первочеловека — Адама: 
От чего зачался наш белой свет <…> 
А и белой свет — от лица Божья, 
Солнцо праведно — от очей его, 
Светел месяц — от темечка, 
Темна ночь — от затылечка, 
Заря утрення и вечерняя — от бровей Божьих, 
Часты звезды — от кудрей Божьих! 
Или,  например,  несколько  иначе  в  другом  варианте  духовного 
стиха: В Голубиной книге есть написано: 
Оттого зачался наш белый свет — 
От святого Духа Сагаофова; 
Солнце красное от лица Божья, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-