|
что нашло широкое применение в традиционной обрядовой и лечебной
практике. Так, в Вологодской губернии в Великий четверг хозяйка дома,
почерпнув воду из колодца, бросала в нее серебряную монету и умывала
ею своих детей, чтобы они были здоровы. А девушки рано утром в этот
день умывались водой, чтобы быть красивыми и чтоб их «любили
молодцы». А вот как использовали воду уже не в профилактических
целях, а непосредственно для лечения разных болезней в Архангельской
губернии:
Заболеет ребенок, так надо с ночи встать, рано-рано. Никто не
говорит еще, значит, и вода молчит, спит. Кого встретишь, с тем не
разговаривать тоже. Воды молчаной почерпнешь, скажешь:
Царь морской,
Царь двинской,
Царь пинежский,
Царица-водяница,
Не жалей водицы.
Воды не убудет,
А рабу Божьему (имярек)
здоровья прибудет
Этой водой обкатят. Брызнуть врасплох надо; когда увидит —
помогать не будет. А так от исполоха, от родимца помогает. Здесь же, чтобы
не болела рана или ушиб, в реку бросали
серебряный предмет, а почерпнутой водой смазывали больное место.
Особую целебную силу имела вода, которую набирали и приносили
в дом при определенных условиях. Это, прежде всего, вода, набранная
из источников в особые дни: утром в Рождество, на Новый год, в
Крещенье (крещенская, или богоявленская, вода), Сретенье
(сретенская), Великий четверг (четверговая), в день Ивана Купалы, — а
также вода, которую удавалось набрать раньше всех до восхода солнца
в полном молчании. Такую воду называли, как видно из приведенного
выше примера, «молчаной», или «молчальной», «немой», «тихой», а
также «непочатой», «не-питой». Дополнительные положительные
свойства и силу воде придавали положенные в нее магические
предметы: растения, зерно, угольки, серебряные монеты или другие
изделия, крест, — а также произнесенный над нею заговор или молитва.
В последнем случае воду называли «наговоренной».
Вместе с отмеченными характеристиками воды нельзя не
упомянуть, что в народном сознании она всегда осмыслялась и как
опасная стихия. Вспомним хотя бы, что в воде, по народным
представлениям, обитает нечистая сила. Но особенно страшной
считалась сама разбушевавшаяся водная стихия, приводящая к
наводнению. В этой связи показательны русские поговорки: «Где много
воды — там жди беды», «Xороши в батраках огонь и вода, а не дай им
Бог своим умом зажить».
Опасной считалась также «нечистая» вода, то есть та, которой
обмывали новорожденного, больного, покойника, в которой стирали
белье, особенно испачканное кровью во время женских месячных
очищений, регул. Такую воду всегда старались выливать там, где не
может наступить человек или скотина.
Негативная символика воды выступает в толкованиях снов: мутная
вода, по поверьям, снится к болезни, смерти, грусти, а чистая вода — к
слезам.
В некоторых восточнославянских преданиях и легендах,
содержащих этиологические мотивы, с водяными брызгами и каплями
связывается возникновение чертей или насекомых. Так, согласно
украинской легенде, Сатана создал себе помощников — чертей, брызгая
водой со своих рук позади себя.
Многозначность воды в традиционной культуре, иногда прямо
противоположные представления о ней как о плодотворной, исцеляющей
и в то же время смертоносной стихии нашли отражение в сказочном
образе живой и мертвой, или сильной и слабой, воды. Причем в сказке и
та, и другая вода находятся в тридевятом царстве, то есть не в том мире,
где живет сказочный герой, а в «ином», «чужом», который в народных
представлениях соотносится с потусторонним миром.
В любом случае, добра или грозна была к человеку стихия воды, в
народной среде всегда соблюдалось к ней почтительное отношение. Оно,
в частности, реализовалось в выполнении установившихся правил и
запретов. Так, считалось, что нельзя ходить за водой и полоскать белье
в водоемах поздно вечером и ночью, поскольку, по поверьям, в это
время вода спит. В традиции существовал также запрет плевать и
мочиться в воду. Согласно архаичным языческим представлениям,
нарушитель запрета плюет в глаза своим родителям, находящимся на
том свете, а по более поздним представлениям — на самого Бога. В этом
же плане показательна поговорка «Не плюй в колодец — пригодится
водицы напиться».
Огонь
В народных представлениях огонь воспринимался как стихия,
наделенная двойственной символикой. С одной стороны, с огнем
связывались свет и тепло, важные для жизни человека, подобно тому
как для роста и жизни растений были необходимы свет и тепло солнца.
|
|