|
старые колодцы и источники, либо воздействовать на существ, связанных,
по народным представлениям, с подземными водами. Так, в
Рязанской губернии вызывание дождя совершали девушки и вдовы: в
тайне от всех жителей села они в белых рубахах отправлялись к
ближайшему роднику, расчищали его и молились Богу. Во Владимирской
губернии девушки ночью в поле читали акафист и затем шли на болото и
вспахивали его; старухи же совершали гадание: расстилали на огороде
рубахи и, если на них утром оставалась роса, верили, что пойдет дождь.
В некоторых местностях для вызывания дождя раскапывали ключи на
дне высохшей реки или вспахивали плугом ее русло. В Белоруссии с
этой же целью женщины выбирали красивую девочку-подростка,
раздевали ее донага, украшали венками и велели ей в таком виде
боронить воду в реке.
В ряде мест у восточных славян долго верили в то, что засуха
возникает потому, что воду «замыкают» или забирают покойники или
связанные с землей и водой животные. Так, например, в Оренбуржье
почти до середины XX века сохранялись обряды вызывания дождя с
помощью поливания могилы «неправильного» покойника, то есть
умершего не своей смертью, особенно — утопленника. Для этого
женщины села тайно собирали столько девушек, сколько было нужно
для принесения к могиле сорока емкостей с водой. Старшие участницы
обряда прокручивали колом дырку в могиле утопленника, а девушки
выливали туда воду. Здесь же до сих пор бытует поверье, что если
покойника перевозить через реку, то он заберет воду и летом будет
засуха. Поэтому в случае необходимости такого перевоза в могилу
обязательно кладут бутылку с водой, почерпнутой из реки.
Закрывание небесных водных источников восточные славяне
приписывали также таким земноводным животным, как лягушка, реже —
ужу, гадюке, ящерице, раку и некоторым другим. И чтобы пошел дождь,
такое животное следовало убить и повесить на кусте, дереве или
перевернуть его на спину. В Оренбуржье, где часто бывает засуха, еще в
недавнем прошлом — в 1950-е годы — разрубить земляную лягушку и
зарыть ее кверху животом женщины просили девочек. С этими
представлениями связано бытующее до сих пор повсеместно у русских
поверье о том, что когда идет дождь, это значит, что кто-то раздавил
лягушку.
Древние языческие истоки имели также обряды кормления воды
или жертвоприношения ей. Чтобы вызвать дождь, в колодец во время
засухи бросали различные продукты (хлеб с солью, зерно мака и
злаковых растений, огородные культуры), цветы, деньги, освященную
воду. Мотив кормления воды сохранился в многочисленных закличках
дождя, которые обычно исполняли дети. На Тамбовщине пели:
Дождик, дождик, пуще.
Дам тебе гущи.
Выйду на крылечко, дам огуречка.
Дам и хлеба каравай.
Дождик, пуще поливай!
А на Псковщине закликали дождь так:
Дожжик-дожжик, пуще!
Налью тебе гущи,
А потом капусты,
Чтоб не была ляха [грядка] пуста!
Особое почитание у русских воздавалось первой воде — дождевой
или речной. Всегда радовались первому весеннему дождю: подставив
руки, капли собирали в пригоршню и трижды мыли лицо. В некоторых
местах ее собирали в чашки и хранили в закрытых сосудах как целебную
в течение всего года до следующего первого весеннего дождя. В
Костромской губернии такое же отношение было и к речной воде после
прохода весеннего льда. Водой из вскрывшейся реки также умывали три
раза лицо, голову и руки.
Традиционно воде приписывалась очистительная функция, что в
значительной степени объясняется ее физическими свойствами.
Представления о воде как чистой и очищающей стихии предопределили
широкое использование ее в календарных обрядах (особенно во время
Крещения и в весенне-летних праздничных циклах) и обрядах
жизненного цикла (размывание рук роженицы и повитухи через
несколько дней после родин, обливание водой и посещение бани после свадебного
пира, обмывание покойника и др.). В Поволжье широко
бытовали очистительные обряды, направленные на благополучие скота:
для этого домашних животных прогоняли через проточную воду — реку
или ручей, используя очищающую, по поверьям, силу воды. Повсеместно
у русских с этой же целью в разные сроки, имевшие значение рубежных,
осуществлялось окропление скота освященной водой.
В народной традиции существовал запрет набирать чистую воду из
колодца тем, кто находился в состоянии «нечистоты», в частности,
беременным женщинам и не прошедшим обряд очищения роженицам,
повитухам, обмывальщицам покойников, больным людям. Считалось, что
при нарушении запрета вода может испортиться.
Помимо очистительных воде приписывались свойства целебные,
|
|