Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
нее  бесов.  Основные  дни  освящения  воды  в  рамках  церковного 
календаря,  важные  также  для  крестьянского  сознания —  Крещение 
Господне (Богоявление), канун Пасхи и 
Ивана  Купалы,  Мокрый  Спас (1/14  августа).  Освященной  воде 
приписывали магические  свойства и  хранили  ее,  особенно  крещенскую 
воду,  в  течение  года,  используя  в  очистительных  обрядах (окропляли 
домочадцев,  скотину,  дом  и  хозяйственные  постройки)  и  лечебной 
практике от различных болезней. 
С  древних  времен  у  славянских  народов  известно  почитание 
водных  источников.  Во  многих  древнерусских  письменных  памятниках 
встречаются  упоминания  о  жертвоприношениях  воде,  молениях  возле 
нее,  гаданиях,  заключении  браков  и  союзов,  принесении  клятв. 
Поклонение  священным  источникам  и  колодцам  сохраняется  до 
настоящего времени. Вода в таких источниках обычно не замерзает даже 
зимой, а летом в палящий зной остается холодной, чистой и прозрачной. Около  
святых  источников  обливаются  водой,  совершают  к  ним 
паломничества  по  завету. Общеизвестны  запреты  опускать  в  них  ноги, 
купаться или брать воду для стирки. 
Большей  частью  возникновение  святых  ключиков  связывается  с 
явлением на их месте иконы какого-либо святого, а чаще — святой или 
Божьей  Матери,  что  отражено  в  многочисленных  местных  легендах. 
Особенно  часто  поклонение  источникам  соотносится  с  образом  св. 
Параскевы Пятницы  как  покровительницы  водной  стихии,  чьи функции 
восходят еще к языческой Мокоши. Особенностью почитания источников 
Параскевы  Пятницы  было  приношение  сюда  предметов  женского 
рукоделия: пряжи, холстов, полотенец, рубах. Святыми  также издревле 
почитались водные ключи, появившиеся от удара молнии и бьющие из-
под камня; их обычно называют «громовыми». 
Почитание воды объясняется традиционными представлениями о ее 
свойствах,  как  положительных,  так  и  отрицательных,  что,  в  свою 
очередь,  объясняется  ее  посреднической  функцией  и  связью  с 
потусторонним  миром.  С  одной  стороны,  вода  воспринималась  в 
народном  сознании  как  источник  жизни.  Ей  приписывалась 
продуцирующая сила, способствующая плодородию растений, животных 
и  человека,  что  в  славянской  традиции  особенно  хорошо 
прослеживается в ритуальных акциях весенне-летней обрядности. К ним, 
например,  относится  окропление  освященной  водой  в  пасхальную 
неделю  или  в  Иванов  день  озимых  на  полях  для  повышения  урожая; 
совершаемое  при  первом  выгоне  на  пастьбу  поливание  скота  водой 
наряду  с  оглаживанием  боков  домашних  животных  пасхальным  яйцом, 
что  традиционно  связывалось  с  идеей  плодородия.  У  многих  славян 
существовали календарные обычаи обливания водой девушек парнями и 
наоборот,  имеющие  брачную  символику  и,  соответственно, 
продуцирующее  значение.  Так,  у  поляков  этот  обычай  приходился  на 
понедельник и вторник пасхальной недели, у русских — на день Ивана 
Купалы. 
Особые продуцирующие свойства приписывались росе, катание по 
которой  было широко  известно  у  славянских  народов.  В  традиционной 
культуре  роса,  особенно  первая  или  выпавшая  в  определенный 
праздник,  воспринималась  как  средоточие  плодоносящего  начала. 
Осуждение языческого обычая катания по росе встречается в одном из 
списков «Стоглава» (1551 г.): «И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к 
роще с великим кричанием, аки бесы омываются росою» Это обрядовое 
действо сохранялось также и в XIX веке; у русских оно приурочивалось 
обычно  к  ночи  накануне  Ивана  Купалы,  а  в  некоторых  местностях,  в 
частности в Смоленской  губернии, возможно под влиянием белорусской 
традиции, —  к  дню  св.  Егория,  когда,  по  поверьям,  после  зимнего 
периода «открывалась земля». Здесь «на Ягорья бабы выходят толпами 
в  поле  и  катаются  раздетые  по  полю».  В  Болгарии,  где  Георгиев  день 
считался  самым  большим  весенним  праздником,  бесплодные  женщины 
обнажали  нижнюю  часть  тела  и  валялись  по  росе,  надеясь  обрести 
возможность родить ребенка. В севернорусских районах девушки в ночь 
на  Ивана  Купалу  собирали  росу  и  мылись  ею,  чтобы  за  ними «парни 
гонялись»;  здесь  этот  обычай  считался «девичьим».  Сбором  росы 
занимались,  однако,  не  только  девушки.  У  многих  славянских  народов 
колдуньи  знали  способ  увеличить  надои  у  своей  скотины:  в  ночь 
накануне Юрьева дня собирали росу тканью для процеживания молока, 
просто  куском  полотна,  полотенцем,  скатертью  или  подолом  юбки  и 
затем  относили  росу  в  хлев,  давали  ее  выпить  корове  или  кропили  ею 
животное.  Представления  о  жизнетворной  силе  росы  отразились  в 
русских  пословицах  и  поговорках,  например: «Все  мы  растем  под 
красным солнышком, на Божьей росе», «Без росы и трава не растет». 
В  архаичном  мировосприятии  существовало  представление  о 
взаимосвязи  небесных  и  земных  вод,  что  отразилось  в  сохранявшихся 
еще  в XIX  веке,  а  кое-где  и  в  первой  половине XX  века  ритуалах 
вызывания  дождя  во  время  засухи.  Согласно  этому  представлению, 
чтобы «открыть»  небесные  источники  влаги,  обеспечивающие 
необходимый  для  роста  растений  дождь,  следует  совершить 
манипуляции, направленные на «отворение»  земных ключей. Для этого 
необходимо было либо «оживить»  заброшенные и пришедшие в упадок 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-