Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
Богоматери. До сих пор в народной традиции существует представление 
о том, что при матерной брани Божья Мать падает и бьется об землю. 
Вода  
Вода, как и земля, в народных представлениях является одной из 
основных  стихий  мироздания.  В  космогонических  мифах  многих 
культурных традиций вода выступает в роли первоначального хаоса, из 
которого формируется мировое пространство. Так, в украинской легенде, 
сохранившей  это  архаичное  представление,  рассказывается,  что «с 
самого начала не было ни неба, ни земли, а была только тьма и вода, а 
Бог летал святым духом по-над водою». 
Мотивы  возникновения  водных  объектов  нередко  встречаются  в 
фольклорных  текстах,  содержащих  мифологический  пласт 
повествования,  в  частности  в  сказках  и  былинах.  Так,  в  былине  о 
женитьбе Дуная из крови богатырских персонажей — Непры и Дуная — 
образуются  одноименные  реки.  А  в  сказке  о Царь-девице  реки  текут  с 
«мезинного пальца» или  точатся  с  рук и ног  героини, представляющей 
собой не что иное, как землю в антропоморфном облике. 
В  легендах  реки  олицетворяются  и  наделяются  человеческими 
характерами.  Такова,  например,  история  о  реках  Волге  и  Ва-зузе, 
поспоривших между  собой  о  первенстве.  Реки  решили,  что  нужно  лечь 
спать,  и  та  из  них,  которая  встанет  раньше  и  добежит  до Xвалынского 
моря,  та  и  будет  старшей.  Вазуза  встала  ночью  и  неслышно  побежала 
ближней  прямой  дорогой.  Волга  же,  проснувшись  позже,  неторопливо 
отправилась  в  путь,  но  в  тверском  городе  Зубцове  она  догнала 
соперницу,  и  ее  грозный  вид  вынудил  Вазузу  признать  себя  младшей 
сестрой. Она попросила Волгу принять  ее  к  себе на  руки и донести до 
Xвалынского  моря.  В  действительности  Вазуза  весной  вскрывается 
раньше Волги и будит ее своим ледоходом. 
У  славян,  в  том  числе  и  у  русских, широко  было  распространено 
представление  о  том,  что  водное  пространство —  река,  море,  океан — 
является границей между миром живых и миром мертвых. Пограничная, 
посредническая  функция  водных  объектов  использовалась  во  время 
обрядов,  требующих  контакта  с  потусторонними  силами.  Таковы, 
например,  гадания,  при  которых  девушки  слушали  свою  судьбу  у 
проруби  или  около  колодца,  высматривали  ее  в  сосуде  с  водой. 
Символом  потустороннего  мира,  в  котором  известны  судьбы  людей,  и 
посредником  в  святочных  подблюдных  гаданиях  являлась  вода, 
специально принесенная в полночь из проруби или колодца: каждый из 
гадающих  опускал  свой  предмет  в  блюдо  с  водой  и,  когда  его 
вытаскивали оттуда под ту или иную подблюдную песню, узнавал судьбу 
на  следующий  год.  Во  время  троицких  гаданий  с  пусканием  венков  по 
воде девушкам их судьбу «сообщала» река: если венок утонул, значит, 
быть  смерти;  если  прибился  к  своему  берегу —  остаться  в  девушках, 
если пристал к чужому берегу — к замужеству. 
О  том,  что  через  проточную  воду  возможна  связь  с  иным  миром, 
верили  повсеместно.  Так,  в  Калужской  губернии  в  день  Сорока 
мучеников (9/22 марта) дети пускали по воде обрядовое печенье в виде 
птичек — «жаворонков»,  чтобы  не  умирали  люди.  Если  кутья — 
обрядовое новогоднее блюдо — получалась бледной или подгоревшей, с 
большими трещинами на верхней корочке, или горшок с ней трескался в 
печи,  это  символизировало неудачу и беды в  следующем  году. В  таком 
случае хозяева старались откорректировать свою судьбу, для чего кутью 
не  ели,  а  бросали  в  колодец:  в  народном  представлении  это  действие, 
по-видимому,  было  направлено  на  перераспределение  судьбы, 
происходящее в потустороннем мире, каналом связи с которым служила 
вода  в  колодце.  Старые  иконы  со  стершимися  ликами,  как  священные 
предметы,  никогда  не  сжигали,  а «пускали  на  воду».  В  традиционной 
лечебной  практике  по  реке  в  иной  мир  отправляли  болезни, 
неприятности, «горе-тоску».  Так,  в  Архангельской  губернии  на  реке 
Пинеге так избавлялись от тоски, если она одолевала: 
Рано  утром  надо  пойти  на  реку  и  мыть  лицо  тыльной  стороной 
ладони, приговаривая: 
Река Пинега, куда ты текёшь-бежишь? Я теку-бежу в пучину-море. 
Унеси с рабы Божьей (имярек) кручину-горе. 
Водные  объекты  в  народной  традиции  воспринимались  также  как 
место обитания душ умерших и нечистой силы. С представлениями о том, 
что  после  смерти  человека  его  душа  находится  в  воде,  связаны 
традиционные запреты использовать воду, имеющуюся в доме в момент 
смерти.  У  русских,  как  и  у  многих  других  славянских  народов,  в  этой 
связи было принято после выноса покойника из дома выливать воду из 
всех сосудов и переворачивать их. На Русском Севере специально рядом 
с  умирающим  ставили  чашу  с  водой  и  наблюдали:  если  вода 
заколыхалась, считали, что душа вышла из тела и погрузилась в воду. И 
затем в  течение сорока дней, пока душа еще пребывает на этом свете, 
для нее  ставили на  окне  около  красного  угла  чашку  с  водой и  вешали 
полотенце, чтобы она могла вытереться. 
По  поверьям,  в  воде  живут  такие  мифологические  существа,  как 
водяной,  русалки,  шуликуны,  черти  и  подобные.  Поэтому  перед 
купанием  было  принято  креститься  и  осенять  крестом  воду. Церковное 
освящение воды, по народным представлениям, имело целью изгнать из 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-