|
доказывал свое право на участок. В Ярославской губернии для решения
спора община приглашала старика, который помнил, каким был раздел
земли при прежних поколениях. Он проходил по границе с положенным
на голову вырезанным из дёрна крестом. В некоторых местах при спорах
такого рода клялись, кладя землю в рот, за пазуху, на спину.
Показательны слова, которые произносились в подобных ситуациях:
«Пусть эта земля задавит меня, если я пойду неладно». Бытовавшее
вплоть до конца XIX века решение споров о разделе земель именно
таким образом существовало еще в Древней Руси, о чем свидетельствует
упоминание письменного источника XI века: «и дерн отрезанный на
главе покладя, присягу творит». На рубеже XIX и XX веков в межевых
спорах вместо куска земли на голову стали класть икону, что еще раз
подтверждает высокий статус земли в традиционном мировоззрении.
С поклонением земле и приписыванием ей божественного начала
связан обычай «исповеди земле», распространенный у новгородских
еретиков-стригольников в XIV веке и сохранявшийся у старообрядцев в
XIX веке.
Особое отношение всегда было к родной земле, то есть той, где
родился человек. Уезжая на долгий срок из дома или переселяясь в
новые края, крестьяне обязательно брали с собой родную землю.
Нередко ее зашивали в ладанку вместе с ладаном и носили на груди
рядом с нательным крестом в качестве оберега от болезней. Верили
также, что ношение с собой родной земли избавит человека от
иссушающей тоски по родине. Приезжая на чужбину, чтобы чувствовать
себя, как дома, на землю высыпали горсть привезенной с собой родной
земли, ступали на нее и говорили: «По своей земле хожу». На новом
месте родную землю добавляли также в воду, считая, что последняя
станет такой же вкусной, как дома. Во время похорон на чужой стороне
для родственников умершего было большой отрадой, если они имели
возможность бросить в могилу горсть земли с родины.
В Костромской губернии, когда покупали скотину в другом селе, то
в поле поворачивали ее головой в ту сторону, где она куплена, брали
из-под ее передней левой ноги комок земли и натирали ею морду,
другой комок подвязывали в тряпице под яслями. Все это делали в
надежде на то, что скотина не будет скучать по своему прежнему стаду и
не уйдет из дома. В Саратовской губернии подобным образом
приглашали домового при переезде в новый дом: горсть земли из-под
печи в старой избе высыпали под печь новой.
Народные представления о земле противоречивы. С одной стороны,
она наделяется признаком чистоты, плодородия, добра и прочими
положительными характеристиками, что оказывается важным и
используется в традиционной обрядовой практике. С другой стороны,
земля оказывается вместилищем и всего злого, нехорошего, грязного, о
чем, например, рассказывает легенда о появлении зла на земле: Раз дьявол просит
у Бога: «Дай мне земли, ну хоть половину». —
«На что тебе?!» — спрашивает Бог. — «Надо мне», — говорит дьявол. —
«Не дам», — говорит Бог. — «Ну так хоть десятину!» — «Не дам!» — «Ну
с полдесятины!» — «Не дам!» — «Ну так хоть четверть одну!» — «Не
дам!» — «Ну дак уж осьминник-то уж можешь дать!» — «Нет, и этого не
дам!» — Дьявол взревел: «Так дай хоть кол воткнуть!» Бог подумал:
«Что с этого будет? Дам ему!» Ну и дьяволу тоже — куда деваться?! Бог
говорит: «Бери!» Дьявол заострил кол, пожег его в конца, маленько
обуглил, и воткнул. Потом взял да выдернул обратно. Ну, из дыры тот же
час повалил дым, смрад. Повылезли разные лягуши, жабы, комар-мошка,
паут, ну всякий гнус, сказать. Ну, и всякое зло и болезни от того пошли
на земле. Бог на него взревел, взокричал. Дьявол испужался и дыру
заткнул тем же колом. С тех-то пор на земле и есть болезни и зло. Оно
ни убывает, ни прибывает. Сколь вышло, столь и есть. Несмотря на
подобные противоречия, очевидно, что почитание земли существовало
многие века даже после принятия христианства. Более того, с
укреплением православия на Руси в народном сознании культ Матери-
сырой земли стал соотноситься с почитанием Богородицы и оказал на
него значительное влияние. О сближении образов Матери-земли и
Богородицы свидетельствует конкретный случай, произошедший во
время сильной засухи в 1920-е годы в Переславль-Залесском уезде
Владимирской губернии: крестьяне, в отчаянии разбивавшие на пашне
сухие комья земли, были остановлены женщинами, которые объяснили
запрет тем, что «те бьют саму мать Пресвяту Богородицу». В некоторых
местностях начало сева знаменовалось обрядами почитания Богородицы.
Так, в Забайкалье перед началом сева зажигали свечи у иконы и трижды
читали молитву Богородице как «подательнице плодов земных». Чтобы
урожай был хорошим, в Благовещенье икону Богородицы ставили в
семена, приготовленные для посева.
Среди православных крестьян широко было распространено
представление о том, что у человека есть три матери: первая —
Пресвятая Богородица, которая родила Спаса всего мира, вторая мать —
Земля, от которой все созданы и в которую все вернутся после смерти, и третья
мать — та, что в утробе носила и родила. Поэтому в народной
среде сформировалось резко отрицательное отношение к матерной
ругани, которая считалась оскорблением как женщины, так и Земли и
|
|