Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
раннехристианской  эпохи  на  Руси.  Однако  христианские  книжники  в 
своих проповедях, обличениях и «словах» против язычества описывали 
древние  предания  и  религиозные  представления  исключительно  с 
критической позиции: как враждебные и опасные. Попытки описания и 
объяснения  некоторых  элементов  языческого  мировоззрения  славян 
предпринимались византийскими писателями, начиная с VI века, и позже 
—  в  эпоху  Средневековья —  иностранными  историками, 
путешественниками, послами, посещавшими Древнерусское государство. 
Но  и  эти  письменные  источники  содержат  взгляд  на  раннеславянскую 
мифологию с точки зрения «внешнего» наблюдателя, который зачастую 
неверно представляет себе культуру чужого народа. 
Отсутствие древних письменных источников, которые можно было 
бы  назвать  прямыми  и  достаточно  полными,  затрудняет  возможность 
представить  исчерпывающую  картину  языческих  верований  восточных 
славян.  Поэтому  на  современном  этапе  возможна  лишь  реконструкция 
отдельных элементов славянской мифологии, особенно представлений о 
высших богах языческой Руси. Помимо  упомянутых  уже  памятников  письменности, 
 созданных 
древнерусскими  христианскими  книжниками  и  иностранными  авторами, 
существует  ряд  важных  источников,  служащих  подспорьем  для 
реконструкции  языческих  представлений  древних  славян.  Так, 
особенности  архаичного  мировосприятия  и  мифологические 
представления  о  картине  мира  нашли  довольно  яркое  отражение  в 
фольклорных произведениях разных жанров: сказках, былинах, песнях, 
пословицах  и  поговорках.  А  в  сохранившихся  до  настоящего  времени 
словесных  формулах  божбы (клятвы)  и  проклятий  содержатся 
уникальные  сведения  о  некоторых  языческих  богах  и  о  связанных  с 
ними  мифологических  мотивах  и  сюжетах.  В  фольклорных  текстах 
нередко при сохранении старой схемы сюжета имя языческого божества 
может быть заменено на другое, относящееся к христианской традиции. 
Так,  например,  во  многих  архаичных  ритуальных  песнях  встречаются 
имена христианских святых: Ильи Пророка, Егория, Николая и других. 
Особым  источником  сведений  о  языческом  мировоззрении 
являются  материальные  памятники  древней  культуры —  основной 
предмет изучения археологии. Благодаря археологическим работам XIX–
XX веков стали известны святилища и ритуальные места, соотносимые с 
определенными божествами, а также изображения самих богов. 
Существенный материал для реконструкции славянской мифологии 
предоставляет сравнительно-историческое сопоставление имеющихся по 
ней  данных  с  другими  индоевропейскими  мифологическими  системами. 
Это  сопоставление  позволяет  выявить  истоки  славянской  мифологии, 
ряда  ее  персонажей  с  их  именами  и  атрибутами,  восходящие  к 
индоевропейской  эпохе.  Кроме  того,  индоевропейские  параллели 
позволяют  определить  архаические  элементы  и  позднейшие 
напластования в славянской мифологической традиции, влияние на нее 
иранской, германской и других мифологий, а также христианства. 
Для  реконструкции  древнеславянских  языческих  представлений 
большую  роль  играет  изучение  поздних  верований,  сохранившихся  в 
народной традиции русских, украинцев и белорусов до нашего времени. 
С  начала XIX  века  исследователями  накоплен  огромный  материал  по 
земледельческим  и  семейным  обрядам,  лечебной  практике,  поверьям, 
представлениям крестьян об окружающем мире и человеке. Пополнение 
материала по  сей день  ведется  специалистами  в  области  традиционной 
культуры. 
На  основании  всех  этих  источников  более  или  менее  достоверно 
можно представить мифологическую систему восточных славян. 
Часть первая ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ  
 
Глава 1. ТВОРЕНИЕ МИРА  
Возникновение вселенной. — Модели творения мира. — Отражение 
представлений  о  космогенезе  в  обрядовой  практике. —  Легенды  о 
мировом яйце. — Структура мирового пространства. — Мировое древо 
О  возникновении  вселенной,  о  начальном  этапе  существования 
Земли  и  формировании  ее  ландшафтов,  о  происхождении  человека  и 
устройства социальной структуры, о появлении занятий и орудий  труда 
повествуют  так  называемые  космогонические  мифы.  Космогонические 
представления,  запечатлевшиеся  в  более  поздних,  чем  сами  мифы, 
фольклорных  текстах,  произведениях  разных  видов  искусства,  в 
обрядовой  практике  и  даже  в  языке,  существуют  практически  у  всех 
народов.  Все  эти  источники  дают  представление  о  пространственно-
временных  параметрах  вселенной;  мифопоэтические  тексты,  в 
частности,  описывают,  как  она  возникла,  какова  структура  мира,  как 
связаны части мироустройства. 
Космогонические  мифы  и  легенды  о  происхождении  мира  часто 
начинаются  с  описания  того,  что  предшествовало  творению,  то  есть 
небытия, воспринимаемого в мифологическом сознании как хаос. Слово, 
обозначающее  это  понятие,  заимствовано  из  греческого  языка. 
Греческое  ???? имеет  значения «зев», «зевание», «зияние», «пустое 
протяжение».  Действительно,  хаос  мыслился  как  бесконечный  во 
времени и пространстве; для него свойственны разъятость, достигающая 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-