|
говорила:
Мать сыра земля,
Здоровья давай или к себе принимай.
Это называлось «предавать земле».
А вот какие манипуляции совершали с землей при лечении от
родимца: нужно сходить на перекресток, взять землю три раза в чашку
со словами: «Земля с места, родимец на место». Дома до этого
приготовить ложку и воду. Сделать ложкой восемь кругов в кастрюле и
девятою вылить в чашку с землей. Затем водой из чашки умыться три
раза, слева направо попрыскать воду из чашки и кастрюли. Вылить со
словами: «От людей пришло, иди к людям». Выливать в три приема.
Многие заговорные тексты сохранили древние представления о
необычных свойствах земли, которые человек старался использовать в
лечебной практике с помощью магической силы слова. При лечении
«прикоса» произносили следующий заговор, в котором земле
приписывается безграничная сила:
Как родной земли-матушки никому не сломить,
не своротить, не испортить,
так и рабы Божьей (имярек)
так не сломить, не своротить,
не испортить, клеветнику,
еретику камень дресвяный в зубы.
Отныне, и до веку, и во веки веков.
Аминь.
В заговорах в землю отсылаются все болезни и боли, например:
Как с гулей вода,
с леса роса, с травы цветы, так вся боль в землю уйди.
С верой в силу земли были связаны некоторые важные для
крестьянина традиционные обряды. К таковым относится опахивание,
которое предпринималось в случаях повального мора скота. Во время
этого обряда сохой взрывали землю вокруг всей деревни, при этом
пласты земли должны были падать в сторону от селения, чтобы
преградить болезням и смерти доступ к нему. Верили, что при
опахивании поднимается и выходит сила земли, которая может
устрашить смерть. Обряд опахивания считался в народе самым
надежным способом предотвратить или прекратить падеж скота. В
некоторых местных традициях этот ритуал проводили ежегодно: в ночь
на Ивана Купалу, когда земля, по народным представлениям, отдает всю
свою силу, или в канун Духова дня, перед именинами земли.
В традиционном сознании земля воспринималась как чистая стихия
и наделялась очистительной силой. Так, например, перед вспашкой,
косьбой, жатвой и другими полевыми работами было принято совершать
молитву, а перед сложением крестного знамения обязательно мыли руки.
Поэтому, если в поле не было воды, каждый сначала обтирал руки о
землю, а затем молился. Таким образом, обтирание о землю заменяло
обмывание водой.
Очистительная сила приписывалась земле в обряде для изгнания
болезней при прогоне стада через специально вырытый земляной
туннель или через «земляные ворота».
К земле относились не только как к чистой и очищающей, но как к
святой. Святостью земли в народе объясняется то, что она не держит в
себе ничего нечистого. Так, она не принимает умерших колдунов и
ведьм, и необходимы специальные обряды для того, чтобы эти нечистые
покойники не выходили из могил. В крестьянской среде верили, что
умерший, тело которого долго не разлагается в земле, был при жизни
большим грешником, и мать-земля не принимает, не берет его к себе.
Чтобы не осквернить землю, в случаях смертельной опасности
надевали чистое белье; то же касается и традиционного обычая
специального приготовления одежды «на смерть». Погребальная одежда, по
народным представлениям, должна быть обязательно новой
и, соответственно, чистой.
Такое отношение к земле обусловило широко распространенное
обращение к ней не только в ритуалах, но и в сложных житейских
ситуациях, в частности при принесении клятв. Словесные клятвы типа
«не видать мне сырой земли», «провалиться мне сквозь землю» или
«чтоб я сквозь землю провалился» считались самыми надежными. По
поверьям, «сквозь землю» проваливается вся нечистая сила от крестного
знамения и «воскресной» молитвы. Если сын публично оскорблял мать,
то бывал прощен ею и всем миром только тогда, когда при
односельчанах давал клятву, смотря на небо, и, трижды
перекрестившись, целовал землю. Таким же образом клялся каждый,
кого подозревали в каком-либо тяжком преступлении: поджоге, краже
скота и т. п. Нередко при клятве и божбе не только целовали землю, но
и ели ее. Обман при клятве землей грозил, по народным
представлениям, большой бедой и смертью. Целование земли и клятва
ею были в обычае еще на рубеже XIX–XX веков.
Во многих местностях земля воспринималась в роли «судьи», когда
между крестьянами возникали споры при разделе земляных участков.
Если человек осмеливался пройти по законной, согласно его мнению,
меже с куском дёрна, вырезанным на спорной земле, то тем самым
|
|