|
Батюшка Илья, благослови семена в землю бросать. Ты напои
Мать-сыру землю студеной росой, чтобы принесла она зерно,
всколыхала его, возвратила его мне большим колосом. В заговорах
нередко встречаются формулы «земля — мать, небо — отец», «небо —
ключ, земля — замок», свидетельствующие о восприятии неба и земли в
мифопоэтическом сознании как супружеской пары. Это архаичное
представление подтверждается замечанием летописца о языческих
верованиях, сделанным в «Повести временных лет» (XII в.): Паки же и землю
глаголють матерью Да аще им есть земля мати, то
отец им есть небо. В традиционной культуре к земле всегда относились с
особым почтением, соблюдая все предписанные запреты и правила
поведения с нею. У русских широко были распространены запреты
плевать на землю, несвоевременно производить на ней полевые работы:
копать, разбивать комья земли, вбивать в нее колья. По поверьям, земля
от Воздвиженья до Благовещенья спит, и тревожить ее нельзя.
Нарушение запретов даже одним человеком грозило бедой всей
крестьянской общине: засухой, неурожаем и, следовательно, голодом и
многочисленными смертями.
Был еще один день, когда беспокоить землю считалось грехом. Это
Духов день, в который земля считалась именинницей.
Повсеместно на этот день приходился запрет пахать и боронить,
копать и рыть ямы, втыкать колья. В Вятской губернии в Духов день
крестьяне чествовали именинницу тем, что припадали на колени и
несколько раз целовали ее. Здесь же бытовал обычай кормить землю:
замужние женщины, в основном пожилого возраста, отправлялись в поле
и устраивали в складчину трапезу, постелив скатерти прямо на земле. В
течение трапезы часть блюд женщины с песнями разносили по полю, а
старшая из них «кормила земельку». Она осторожно приподнимала
верхний пласт земли и клала туда кусочки еды со словами: «Земля-
именинница, дай нам урожай». В Духов день старались ходить по земле
босиком, а также есть и пить, сидя на ней. Во многих местах для
предотвращения бед и избавления от них в храмах и часовнях служили
молебны, совершали обходы полей с крестным ходом. Именинницей же
земля считалась потому, что в Духов день, по поверьям, она была
сотворена. В вятской легенде это описывается так:
Когда Господь составлял землю, злые духи сказали ему: «Мы не
будем тебе помогать». А начальник их украл клочок земли и положил
себе за щеку. Здесь у него земля начала расти быстро. От боли во рту он
начал бегать и разбрасывать землю по сторонам; где упало много —
встали горы, а где мало — обозначились бугры и холмы. Когда
происходила на небе война и архангел столкнул дьявола на землю, чтобы
он сквозь нее провалился, сверженный на лету изрыл землю
своими рогами так, что по ней поделались лога и овраги. Повсеместно
существовало поверье, что в Духов день до восхода солнца Мать-сыра
земля открывает свои тайны. Чтобы их узнать, следовало помолиться
Святому Духу и припасть ухом к земле, тогда можно «услышать клады».
Но земные и подземные тайны могли узнать, по народным
представлениям, только праведники и благочестивые люди.
Почитание земли прошло через многие века и долго сохранялось в
крестьянской среде. Так, в Орловской губернии вплоть до начала XX
века при ударе первого весеннего грома, который, по народным
представлениям, открывал весенне-летний период, все бабы,
перекрестившись, кланялись в землю и целовали ее.
В традиционном сознании земля наделялась женским началом, а
плодоносящая земля соотносилась с беременной женщиной. Не случайно
и день именин земли — Духов день — считался «бабьим праздником».
Об этом соотнесении свидетельствует также древний обычай, согласно
которому семена в землю бросал, как правило, мужчина, и делал он это
в обнаженном виде, так что посев символизировал собой соитие
мужского и женского начал. В некоторых местностях этот обычай в
несколько трансформированном виде (сеятель в первый день работы
раздевался не полностью, а оставался в одной рубахе) сохранялся
вплоть до рубежа XIX–XX веков. В период от посева до начала всходов в
Приангарье, например, существовал запрет скакать по земле, поскольку,
по общему поверью, земля в это время «брюхата». Нарушение запрета
считалось большим грехом. В Тамбовской губернии при засухе
обязательное участие в обряде вызывания дождя беременной женщины
объяснялось именно тем, что она, как и земля, — будущая роженица. В
Ильин день после молебна на кладбище беременную запрягали в соху и
вели по полю, при этом мужчины помогали ей, а сзади шли певчие.
Земле издревле приписывались очистительные свойства и
магическая сила. Поэтому землю очень часто использовали при лечении
разных болезней. Так, для лечения родимца землю брали на
перекрестке, а от зубной боли в сырой земле искали мертвую кость.
Земля с могилы, по народным представлениям, помогает избавиться от
страха, тоски, болезни.
В случаях, когда все средства при лечении больного были
исчерпаны и ничто уже не помогало от болезни, знахарка топила баню,
приготавливала в корыте землю и вела больного человека в баню. Там
она сначала распаривала больного, а потом прикладывала его к земле и
|
|