Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
Продуцирующее  значение  масленичной  обрядности 
распространялось  не  только  на  земледельческую  сферу  крестьянского 
бытия, но и на жизнь конкретного человека. Так, участие молодоженов в 
ритуалах  масленичного  периода  было  направлено  на  общественное 
признание  их  статуса  как  взрослых  семейных  людей.  Масленичные 
развлечения  молодежи  давали  возможность  парням  и  девушкам 
присмотреться и проявить симпатию друг к другу, способствуя тем самым 
формированию брачных пар следующего свадебного сезона. 
К  концу XIX —  началу  ХХ  веков  масленичная  обрядность  с  ее 
первоначальной  аграрной направленностью  по  большей  части  утратила 
свое  ритуальное  значение,  сохранив,  однако,  присущую  празднику 
игровую сторону, имеющую ярко выраженный языческий облик. 
Часть третья НАРОДНЫЕ ВЕРОВАНИЯ  
 
Глава 1 ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ И ОБЪЕКТЫ  
Мать-сыра  земля. —  Вода. —  Огонь. —  Ветер. —  Вихрь.  Мороз. — 
Камень. — Дерево 
С  древних  времен  человек  почтительно  относился  к  силам 
природы, от которых в значительной степени зависело благополучие его 
жизни.  В  мифологическом  сознании  природные  стихии 
персонифицировались и одухотворялись, воспринимались как живые. Им 
поклонялись  и  приносили  жертвы,  к  ним  обращались  с  просьбами  и 
ждали  от них помощи. Отношения мира природы и мира  человека, или мира  
культуры,  складывались  как  равноправные  и  существовали  в 
форме  постоянного  диалога  и  взаимообмена,  которые  обеспечивались 
выработанными  в  веках  обрядовыми  практиками,  системами  норм 
поведения  и  запретов.  Чтобы  получить  желаемое,  человек  строго 
придерживался  предписаний,  сложившихся  в  традиции.  Нарушение  же 
правил  и  запретов  могло  привести,  по  народным  представлениям,  к 
несчастью,  болезни  и  даже  смерти,  причем  не  одного  нарушителя,  но 
всей общины в целом. 
Архаичные  представления  о  взаимоотношениях  сил  природы  и 
людей нашли отражение не  только в обрядах,  запретах, предписаниях, 
но  и  в фольклорных  произведениях  разных жанров:  сказках,  былинах, 
преданиях,  легендах,  мифологических  рассказах,  заговорах, 
пословицах,  поговорках.  В  мифопоэтических  текстах  зачастую  можно 
найти  взывание  о  помощи  к  природным  стихиям,  наделенным,  по 
поверьям,  необычной  силой.  Это  просьбы,  касающиеся  не  только 
хозяйственной  деятельности  человека-земледельца,  но  и  просьбы  об 
излечении от болезни или несчастья, об устройстве личной судьбы. Вот 
пример  заговора  от  тоски,  где  упоминаются  три  важнейшие  в  жизни 
человека стихии: 
Вода-водица, Земля-землица, 
Небо-пучина, 
Сойми тоску-кручину 
С рабы Божьей (имярек). 
Такое  отношение  к  миру  природы  со  стороны  человека 
традиционной культуры сохранялось вплоть до рубежа XIX–XX веков, а в 
некоторых случаях и до нашего времени. В этой главе мы познакомимся 
с  природными  стихиями  и  явлениями,  которые  были  существенны  для 
земледельческих  славянских  народов,  и  в  частности  для  русских 
крестьян. 
Мать-сыра земля  
В  народных  представлениях  земля  осмыслялась  как  одна  из 
основных стихий мироздания и как источник жизни всего живого, в том 
числе  и  человека.  Отсюда  древнее  уважительное  называние  ее 
«матерью-сырой  землей».  Восприятие  земли  как  родительницы  всех 
людей и каждого человека в отдельности сохранилось в нижегородском 
заговоре: 
Гой еси сырая, земля матерая! Матерь нам еси родная, всех еси нас 
породила Мотив  сотворения  человека из  земли  сохранился  в  легендах: 
Шел  по  земле  Господь  Бог,  а  с  ним  дьявол.  Ну,  тот,  который  людей 
сомущает, и  задумал он и Бога  сомутить. И  так и шли они. Им на путе 
стречаетца  куча  земли. «Кто, —  говорит  дьявол, —  из  нас  сильнее,  ты 
али  я,  покажем  свою  силу».  Взял  землицы,  плюнул  на  нее,  в  руках 
повалял и  сделал  вроде  как  статуй,  человека  обрисовал. «Вот  видишь, 
он на меня походит 
(похож)», —  говорит  дьявол  Исусу Xристу.  Ну,  подошел  Исус 
Xристос к етой статуе. А она на полу лежит. Дьявол не мог ее уставить, 
штоб стояла. Так подошел Исус Xристос, взял капоч-ку самую земли на 
ладонь, на руку-то, маленько слюней спустил, размешал эту грязь, да по 
губам  и  помазал  этому-то  статую.  Потом  в  лицо  дунул —  дух  доспел. 
Статуй-то и оживел, стал, поднялса и пошел. Дьявол-то и улетел. Тело-
то в нас дьяволово, от земли, а душа-то Богова — она завсегда и после 
смерти  уходит  к  нему  обратно  на  небо.  Важным  в  традиционном 
назывании является эпитет «сыра», указывающий на связь стихий земли 
и  воды,  представляющую  собой  необходимое  условие  для 
жизнетворения. Неслучайно мотив напаивания  земли  звучит в молитве, 
произносимой  перед  засевом  поля,  чтобы  обеспечить  урожай,  то  есть 
чтобы земля могла родить: 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-