|
масленичных обрядов с земледелием свидетельствует, в частности,
обычай имитации сельскохозяйственных работ и подсобных занятий
крестьян во время встречи и проводов Масленицы. Так, в некоторых
местах в Сибири мужчины — участники масленичных поездов — в
игровой форме выполняли движения, характерные для разных видов
работ, как мужских, так и женских: «пахали» и «боронили» снег, «сеяли
хлеб», «ловили рыбу», «отбивали косы», а также «жали», «мяли лен»,
«пряли пряжу», «стирали в корыте белье» и т. д.
С магией продуцирования роста культурных растений традиционно
связывались масленичные катания с гор, которые воспринимались не
просто как развлечение, но как ритуализованное действо. Первыми
обычно начинали кататься девушки — по одной или группами, и
обязательно на донцах от прялок. За девушками, под смех и свист
зрителей, к катанию приступали замужние женщины. Считалось, чем
дальше проехать на донце, тем лучше в новом году будет урожай льна. И
лишь после так называемого катания «на долгий лен» горка
предоставлялась всем присутствующим.
Само уничтожение Масленицы осмыслялось как один из этапов
вечного круговорота сил в природе, на что указывают объяснения
исполнителей обряда: «…жгли Масленку, чтоб хлеб рос, чтобы на
следующий год было что поесть, чтобы лен родился». Во многих
ритуальных песнях звучит также мотив воскрешения самой Масленицы:
О, мы Масленицу прокатали,
Прокатали, люли, прокатали,
Дорогую свою потеряли <…>
И мы в ямочку закопали <…>
Белым ручушкам прикляскали <…>
«Лежи, Масленица, до налетья <…>
Пока придет добра слетья»
А на лето мы раскопаем <…>
И обратно ее раскатаем
С аграрным значением масленичных празднеств связан комплекс
поминальных обрядов. В субботу накануне масленой недели поминали
умерших: пекли блины и первый из них клали на божницу, слуховое
окно или крышу; блины и другую обрядовую пищу приносили также на
могилы, раздавали в церквах нищим и монашкам. В Прощеное
воскресенье посещали кладбище и на могилах родственников оставляли
угощение. Вечером же, садясь за стол, приглашали их разделить
семейную трапезу, для чего не убирали накрытый стол до утра. Все эти
обычаи отражают культ предков, которые, согласно мифологическому
сознанию, могут способствовать желаемому урожаю.
Продуцирующее значение масленичной обрядности объясняется и
наличием в ней ярко выраженного элемента эротизма. Помимо того, что
само кукольное изображение Масленицы обычно наделялось
гипертрофированными женскими или мужскими признаками, что
вызывало соответствующую реакцию зрителей, в некоторых местных традициях
в обрядах на первый план выступали действия участников,
носившие именно эротическую окраску. Так, в Онежском уезде
Архангельской губернии в последний день Масленицы по селу таскали
на старых дровнях шлюпку, в которой лежал заголенный сзади и
вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители «проводов»
— Масленица и Воевода — раздевались догола и в присутствии всех
собравшихся имитировали мытье в бане. В других местностях главный
ряженый персонаж произносил торжественные речи, оголяя при всех
«срамные» части тела. Показательно при этом, что на подобную роль
обычно выбирали уважаемых в деревне людей, слывших хорошими
знахарями или знатоками древних традиций.
Эротический элемент присутствовал также в многочисленных и
разнообразных масленичных обычаях, связанных с молодоженами. Их
валяли в снегу; бесконечно заставляли выкупать друг друга поцелуями;
катали с гор на шкурах животных и санях, перед чем они, по
требовательному настоянию всех присутствующих, должны были
неоднократно и долго целоваться, тем самым публично демонстрируя
любовь и привязанность друг к другу. Лишь после этого молодых
спускали с горки и при этом следили, чтобы сани отъехали как можно
дальше, поскольку верили, что от длины их пробега будет зависеть
качество льна нового урожая. После спуска с горы молодых зачастую
поджидала «куча мала». Иногда молодых приглашали прокатиться в
простых дровнях, но, как только они забирались туда, молодежь сразу
же начинала наваливаться на них сверху, стараясь уложить пару на
самое дно саней. К Масленице приурочивался и обряд знакомства
деревенской молодежи с молодоженами, называвшийся «целовальник» и
имевший явно эротический характер: в субботу на масленичной неделе
подвыпившие парни ездили целовать молодушек, вышедших замуж в
этом году. Каждая из них должна была поднести гостям по ковшу пива, и
каждый, выпив, трижды целовался с ней. Повышенное внимание к
молодоженам не было случайным: по народным представлениям, их
репродуктивные способности и потенциальная плодовитость с помощью приемов
имитативной магии могла быть сообщена земле, что должно
было обеспечить богатый урожай.
|
|