|
тлеющие головешки. На Алтае молодежь ездила по ним верхом на конях
или на дровнях, стараясь разбрызгивать вокруг как можно больше искр.
В это время пели специальную песню:
Прощай, Масленица,
Пересмешница.
Тырь, тырь, монастырь!
Ты лежи, лежи, старуха,
На осиновых дровах,
Три полена в головах.
Ура!!!
Парни и девушки катались по снегу около костра. Угли старались
разбить как можно мельче и далеко раскидать вокруг или закапывали в
снег, полагая, что эти действия обеспечат хороший урожай.
В ряде южно-, средне-, западнорусских и поволжских губерний
проводы Масленицы носили характер ярко выраженных «похорон»
карнавального типа. Их главными участниками были девушки или парни,
исполнявшие разные роли. Некоторые из них изображали
«похоронщиков», неся по деревне на плечах или на полотенцах корыто,
деревянную люльку, носилки или специальный деревянный ящик-
«гроб», в котором находилось чучело Масленицы. Кто-либо из
участников «похоронной» процессии, облаченный в ситцевую «ризу», с
подвязанной бородой из очесов пеньки или шерсти, изображал попа.
«Поп» шел за «гробом», размахивая «кадилом» в виде половника,
помазка от блинов или старого лаптя. Замыкала шествие группа
«плачущих» «по хорошему покойничку — с ногами, и с руками, и с
телячьей головой». В некоторых деревнях роль Масленицы мог
исполнять живой человек, завернутый в белую простыню. Обойдя свою деревню,
процессия часто направлялась в соседнюю, где ее уже ждали с
угощением: выносили на улицу табурет и тарелку с блинами —
«помянуть покойницу».
Сжигание чучела было преобладающим способом расставания с
символом Масленицы, что, вероятно, объясняется наличием в
масленичной обрядности русских такого обязательного элемента, как
разжигание костров. Отсюда широко распространенное выражение
«жечь Масленицу» применительно к масленичным кострам, хотя при
этом далеко не всегда сжигали именно чучело Масленицы.
Так, на Русском Севере кульминацией проводов Масленицы
являлось зажигание на возвышенном месте или на льду озера или реки
большого ритуального костра. Как правило, для него выбиралось то же
место, где происходила встреча Масленицы. Для сооружения костра
каждая семья отдавала старые, вышедшие из употребления вещи:
рассохшиеся кадушки, развалившиеся сани и дровни, изношенные
лапти, части обветшалых плетней, солому из старых постелей, пустые
смоляные бочки и колеса от телег, грабли и бороны без зубьев и
подобное. Для масленичного костра детишки в течение всей недели
собирали старые веники-голяки, солому, оставшуюся от осеннего
обмолота, и другой хлам. Они обходили все дворы в селении со
специальной песенкой:
Ельник, березник —
На чистый понедельник
Уж то ли не дрова:
Осиновы дрова,
Березовы дрова,
Подавайте нам сюда,
На масленицу, на горельщицу
В центре костра зачастую укрепляли высокий шест с колесом,
смоляной бочкой или снопом соломы. Вечером в Прощеное воскресенье
костер разжигали, а когда он прогорал, все расходились по домам.
В некоторых местностях Центральной России и Сибири костры в
масленичных обрядах заменяли насаженные на шесты и подожженные снопы
соломы. Жители с такими факелами ходили по деревне и вокруг
нее, устанавливали их вдоль дорог за пределами селения, где пела и
плясала молодежь. В Вологодской губернии дети бегали по деревне с
горящими «помозками» — пучками соломы или пакли, накрученными на
палки, или возили на санках-дровешках горящие веники-голяки,
которые затем бросали догорать за околицей. Во многих местах знаком
расставания с Масленицей служило сбрасывание или скатывание с
высокого места или с берега реки подожженного тележного колеса с
привязанными к нему вениками или пучками соломы, от которых в
разные стороны сыпались искры.
Обряд проводов Масленицы как воплощения изживающей себя
зимы и ритуальное разжигание костров имели очистительное значение:
в огонь бросали старые вещи и остатки скоромной масленичной пищи,
что символизировало избавление от прошлого и переход к новому
времени года; через огонь как очищающую стихию прыгали. С идеей
очищения связывались также громкий смех, крик, шум и даже
непристойная брань участников прово-дов-«похорон», а также
исполнение специальных обрядовых песен. Кроме того, «похороны»
Масленицы, как и некоторые другие обычаи праздника, имели
продуцирующее и, прежде всего, аграр-но-магическое значение. О связи
|
|